Этот проект главный судебный пристав Петербурга Владимир Гольцмер презентовал еще год назад. Тогда оповещение о задолженности в тестовом режиме рассылалось только жителям Московского района с единого номера оператора "Теле 2", и гражданам не рекомендовали доверять сообщениям о задолженности, присланным с других номеров. Рассылка велась в автоматическом режиме.
Сейчас, как сообщила "Ъ" госпожа Ленчицкая, новая система оповещения, которая была модернизирована, охватывает весь город. Это стало возможным благодаря тому, что УФССП заключило договоры о сотрудничестве со всеми основными мобильными операторами. Приставы, получив судебное решение о взыскании задолженности, выясняют у операторов номер мобильного телефона должника (если на должника номер какого-либо оператора не зарегистрирован, то он в такую рассылку не попадает). Затем сотрудники УФССП формируют пакет данных для SMS-сообщения: в него входит номер исполнительного производства, размер задолженности и номер телефона районного отделения приставов, а также наименование организации-рассыльщика — FSSP po SPB. Эта информация передается оператору "Моби вижен", выигравшему тендер УФССП, который, в свою очередь, отсылает сообщение должнику.
По словам Елены Ленчицкой, в конце прошлой недели приставы разослали около 11 тыс. сообщений на мобильные телефоны должников и ощутили практически моментальный эффект. "По отзывам приставов, должники активизировались: вал звонков в наши районные подразделения. Мы живем в XXI веке, и современные методы связи надежней и удобней, и к тому же хорошо себя зарекомендовали", — говорит начальник пресс-службы. До конца года приставы обещают отправить должникам еще 200 тыс. SMS-извещений.
Следует напомнить, что для УФССП это не первый амбициозный проект, завязанный на использование современных технологий. Так, в прошлом году приставы рекомендовали горожанам погашать задолженность через свой сайт. Как уже писал "Ъ", должник вводил в специальную графу свои паспортные данные или номер исполнительного производства. После этого на экран выводилась учетная карточка, где указывался размер долга, взыскатель, телефон и фамилия пристава-исполнителя. Затем при помощи банковской карты горожанин мог погасить свой долг. В ответ на адрес его электронной почты должна была поступить квитанция, подтверждающая оплату. Кроме этого, приставы предлагали горожанам погашать задолженность через терминалы Сбербанка и терминалы, которые установлены в районных подразделениях.
Вместе с тем приставы пока не дают никаких прогнозов о том, как скажется новая система извещения должников на собираемости долгов. В городском управлении ФССП на вопрос "Ъ" об эффективности лишь заметили, что первые итоги намерены подвести хотя бы через месяц работы новой системы.
Дмитрий Маракулин