Законопроекты № 163384-8, № 163358-8, № 163359-8 внесены в Госдуму тремя депутатами от фракции КПРФ Николаем Коломейцевым, Денисом Парфеновым и Юрием Синельщиковым. Данные законопроекты, которые вносят изменения в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Кодекс об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс
Законопроекты направлены на то, чтобы исключить внесудебный порядок ограничения доступа к информации, содержащей сведения, порочащие честь и достоинство граждан.
"Применение судебного порядка ограничения доступа к информации позволит исключить возможность использования административных полномочий по блокировке интернет-ресурса неугодных лиц с целью прекращения распространения возможно достоверной, однако нежелательной для определенных лиц информации, в том числе по материалам об общественно важных, резонансных фактах коррупции. Особую актуальность эти вопросы приобретают в период избирательных кампаний, а также при принятии решений в отношении высокопоставленных чиновников", - отмечают авторы законопроектов в пояснительной записке.
Кроме того, предлагаемые изменения лишают органы прокуратуры имеющегося сейчас права ограничивать доступ к интернет-ресурсам во внесудебном порядке.
Как отмечают авторы законопроектов, предоставление прокурору полномочий по удалению информации свидетельствует о наделении его несвойственными функциями, по существу административными. "Вмешательство прокурора в такие ситуации нарушает баланс частного и публичного интереса. Органы прокуратуры за весьма короткий десятидневный срок, отведенный для проверки, лишены возможности собрать в полном объеме доказательства, провести исследования, оценить их и принять законное и обоснованно решение. Таким образом, учитывая, что законодательство уже содержит соответствующие нормы, в целях защиты прав граждан необходимо исключить избыточные полномочия органов прокуратуры по рассматриваемому вопросу", - отмечено в пояснительной записке к законопроекту.
Напомним, что год назад был принят закон, о блокировке порочащей информации в интернете. Он предусматривает возможность внесудебной блокировки сайтов, распространяющих недостоверную информацию, связанную с обвинением в совершении преступлений. При этом, проверяют обвинения в Сети на предмет обоснованности прокуратуры субъектов РФ. На проверку дается 10 дней со момента подачи заявления. Далее прокуратура должна отправить заключение на рассмотрение генеральному прокурору России или его заместителю. Они в течение пяти дней должны проверить обоснованность претензий. Если нарушение, по мнению генпрокурора или его заместителя, есть, то они обязаны будут обратиться в Роскомнадзор с требованием удалить информацию.
Помимо этого, законопроектами предлагается сконцентрировать максимальное количество подобных споров в одном суде, расположенном в Москве.
"Законопроекты ослабляют органы прокуратуры и усиливают Мосгорсуд. Хорошо ли это, непонятно, потому что разработчики в пояснительной записке не обосновали, в чем же негативная роль прокуратуры и чем плох текущий порядок. Было бы разумно привести статистику или указать на избыточную нагрузку в цифрах и фактах. Этого нет, - говорит владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков. - По поводу недостаточности срока в 10 дней для оценки прокуратурой ситуации по предмету блокировки - этот довод внутренне противоречив, так как Мосгорсуд в приводимом в пояснительной записке порядке антипиратского закона выносит определение вообще за один день. То есть суду одного дня достаточно, а прокуратуре десяти дней мало? Да и правительство ответило сдержанно и воздержалось от предметного заключения. Поэтому судьба законопроекта, который внесли три депутата, а не группа или комитет, который ослабляет прокуратуру и нагружает суд, да еще и получил такой отзыв кабмина, пока более чем туманна".
Отметим, что вышеназванные депутаты от фракции КПРФ неделю назад внесли законопроект № 158340-8, который направлен на то, чтобы исключить внесудебные формы реагирования Роскомнадзора на поступающие обращения избирательных комиссий по ограничению и блокировке интернет-ресурсов.
Яков Шпунт