"ВымпелКом" еще в прошлом году сформировал и начал внедрять стратегию по сокращению стоимости аренды технологической недвижимости. По оценке руководителя департамента аренды технологической инфраструктуры ПАО "ВымпелКом" Константина Дулапчи, совокупные затраты "Билайна", МТС, "МегаФона" и Tele2 на аренду площадок под базовые станции, а также оборудование FTTB, фиксированных и магистральных сетей превышают 40 млрд руб. в год. В общей сложности "большая четверка" арендует более 140 тыс. сайтов для мобильных и фиксированных сетей, присутствует в 300 тыс. зданий с оборудованием FTTB и эксплуатирует 150 тыс. км транспортной инфраструктуры. "Операторы занимают 80% российского рынка аренды технологической инфраструктуры", - заключил Константин Дулапчи.
Директор по планированию и развитию сетей доступа "ВымпелКома" Юрий Маленков напомнил, что сотовые операторы постоянно сталкиваются с дороговизной аренды площадок и произволом в ценообразовании. "С появлением LTE и малых сот в городах базовые станции придется устанавливать гораздо чаще, а стоимость аренды площадок под них такова, что в ближайшие годы встанет вопрос об окупаемости таких объектов", - предостерег Юрий Маленков. Он пояснил, что в ближайшие два года сотовые компании еще смогут устанавливать новые базовые станции LTE на существующие площадки (на которых развернуто оборудование GSM и 3G), но по окончании этого периода перед ними встанет вопрос массового развертывания базовых станций в новых местах, чтобы удовлетворить возрастающие потребности клиентов.
Все четыре крупнейших сотовых оператора России сошлись в том, что для снижения затрат на аренду сайтов им нужно объединить усилия. Это необходимо как для получения скидок при использовании одного сайта двумя и более игроками, так и для совместного ухода с площадок, собственники которых имеют необузданные аппетиты.
В ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) все взаимоотношения с арендодателями площадок (кроме жилой недвижимости) в 2014 г. были переданы в блок по управлению закупками корпоративного центра. По словам начальника отдела сопровождения региональных закупок и аренды этого блока Кирилла Шеремета, ключевой задачей компании на 2015 г. является снижение расходов на аренду. Для этого МТС ведет переговоры с арендодателями и приводит арендные договоры к единой правовой форме. Кроме того, МТС аудирует объекты на предмет сокращения объема оборудования (так как подрядчики при монтаже нового оборудования зачастую не снимали старое) и выявляет неокупаемые либо высокорасходные сайты с целью демонтажа или переноса на соседнюю крышу. "Пока мы смогли уменьшить темпы роста стоимости аренды площадок, - констатировал Кирилл Шеремет. - Но есть ощущение, что к концу 2015 г. цены начнут снижаться".
Директор по строительству ПАО "МегаФон" Дмитрий Накрайников убежден, что борьба за снижение арендных цен будет успешной, только если эту задачу прочувствуют все сотрудники в регионах. "МегаФон" в марте 2015 г. запустил программу мотивации сотрудников, которые добиваются снижения платежей за аренду, - сообщил Дмитрий Накрайников. - Маховик уже начал раскручиваться, и некоторые сотрудники получили первые премии".
"ВымпелКом" даже ввел в корпоративный обиход "Кодекс переговорщика", где, в частности, прописаны методы ведения "жестких переговоров" (с готовностью уйти с площадки в случае недостижения компромисса с арендодателем). Такой способ убеждения позволил достичь существенных результатов, и "ВымпелКом" - единственный из российских операторов, у кого средняя стоимость аренды уже начала снижаться в этом году. Рекордсменом стал Дальневосточный регион: по данным Юрия Маленкова, он смог снизить среднюю стоимость аренды одной площадки на 9%, а по новым сайтам снижение арендной цены превысило 30%. Менеджер департамента аренды технологической недвижимости Дальневосточного региона "ВымпелКома" Евгения Иваровская рассказала, что в 2014 г. компания покинула 10 площадок, а в 2015 г. дальневосточный "Билайн" уйдет с 39 сайтов, сэкономив на аренде уже 1,49 млн руб. в месяц. Относительно малые количества покидаемых площадок с лихвой окупаются PR-эффектом. "Если мы "уезжаем" с сайта, об этом быстро узнают на рынке, и это имеет воздействие на других арендодателей", - заявила Евгения Иваровская. Все участники мероприятия оказались единодушны в том, что операторы должны стремиться к совместному уходу с дорогих площадок и обязательно освещать это в прессе.
Одними из наиболее дискомфортных контрагентов по аренде площадок Евгения Иваровская назвала государственные монополии. Среди иных арендодателей, завышающих стоимость размещения, представители "большой четверки" назвали структуры, владеющие инфраструктурой вдоль федеральных автотрасс.
Директор по строительству "Tele2 Россия" Валерий Барон отметил, что его компания стремится заключать договоры аренды сайтов более чем на 10 лет, причем с зафиксированными в нем и понятными условиями индексации цен. Валерий Барон, как, впрочем, и представители "ВымпелКома", "МегаФона" и МТС, призвал участников "большой четверки" совместно использовать собственные объекты инфраструктуры. Дмитрий Накрайников считает, что обмениваться нужно и информацией о проблемных площадках, и адресными планами строительства, а также разумно вести совместный поиск площадок и стройку.
Подводя итог, Юрий Маленков отметил, что рынок аренды технологической инфраструктуры в России сформировали четыре сотовых оператора, которые одновременно являются потребителями этих услуг. "Некоторые собственники даже не знают, что могут сдать сотовым операторам в аренду чердаки и фасады, - заявил он. - Нужно использовать все возможные коммуникационные ресурсы операторов, чтобы мы выбирали площадки из множества вариантов, а не искали арендодателей".
Судя по единодушию представителей "большой четверки", уже в скором времени прозрачность ценообразования на рынке аренды технологической инфраструктуры резко возрастет, а ценовой пузырь, который невольно породили сотовые операторы, лопнет.
Леонид Коник