От действий мобильных мошенников в 2009 году по разным оценкам пострадало от 3 до 10 млн человек. Операторы признали обман пользователей о содержании и стоимости предлагаемых услуг одним из самых популярных видов мобильного мошенничества.
Обычно вместо рекламируемой услуги продается игровое приложение, либо же снимается стоимость месячного пользования сервисом вместо разового. Например, в 2009 году были широко распространены так называемые "пеленгаторы" и "перехватчики смс", под видом которых продавались игровые приложения.
Компании "Большой тройки" практически одновременно запустили комплексные программы по информированию абонентов о реальных стоимостях услуг по коротким номерам. "Реализация такой программы, в конечном итоге, позволит повысить защиту наших абонентов от мошенничества. Мы призываем наших коллег по рынку объединить усилия для искоренения мошенничества в мобильных сетях", — заявил директор "МТС Россия" Александр Поповский.
В ближайшее время компания "Мегафон" также планирует запустить сервис, уведомляющий абонентов о стоимости отправляемых на короткие номера SMS.
"Билайн" разместил на главной странице сайта ссылку "Осторожно, мошенники!". В новом разделе даются рекомендации абонентам, приводятся популярные схемы мошенничества и меры, которые необходимо предпринимать в случае, когда абонент станет жертвой мошенников.
Другой мерой, введенной операторами, стало ужесточение штрафных санкций в случае выявления нарушений к дилеру. В МТС сообщают об оштрафованных на сумму свыше 10 млн рублей арендаторах коротких номеров, с одним из которых договор был расторгнут.
Теперь "Мегафон" начал блокировать контент-провайдера уже через считанные секунды после получения жалобы от абонента. "Мы проводим активную работу совместно с правоохранительными органами, контент и интернет-провайдерами, другими операторами связи по предотвращению действий мошенников" — пояснили в пресс-службе оператора.
Эксперты же полагают, что предпринимаемых мер недостаточно. "К сожалению крупные компании не всегда следят за своими партнерами, которые иногда занимаются незаконными делами, прежде всего из-за отстутсвия контроля за ними", — считает руководитель ИАА "Telecom Daily" Денис Кусков. По мнению Кускова, операторы обращают внимание на таких дилеров лишь при появлении большого количества жалоб от абонентов.
Руководитель ИАА "Telecom Daily" считает, что штрафы и расторжение договора с отдельными поставщиками контента не может полностью искоренить мошенничество — уличенные компании открываются вновь под другими именами: "Операторы должны в полной мере делить с контент-провайдерами ответственность за возникшие проблемы, ввиду того что они получают до 50% прибыли с услуг контент-провайдеров".
Филипп Концаренко