В конце марта 2016 г. "ГЛОНАСС" провел закупку у единственного поставщика - "МегаФона" - на предоставление элементов сети связи в целях оказания услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели Full-MVNO. Максимальная сумма контракта тогда составляла 6,3 млн руб. Договор заключен на год, с возможностью пролонгации. Оказание услуг по этому контракту должно было начаться с 1 апреля 2016 г.
Согласно закупочной документации, "МегаФон" должен предоставить MVNO-оператору доступ к сети для оказания услуг связи в таких диапазонах радиочастот, как 890-915 МГц, 935-960 МГц, 880-890 МГц, 925-935 МГц, 1710-1785 МГц, 1805-1880 МГц. Еще в 1934-1950 МГц, 2125-2140 МГц, 847-854,5 МГц, 806-813,5 МГц, 2530-2540 МГц, 2650-2660 МГц. Также "МегаФон" обязан будет в каждом субъекте Российской Федерации проводить испытания предоставляемой услуги в соответствии с программой и методикой, согласованной с заказчиком, не реже одного раза в месяц в течение первых шести месяцев действия договора. После "МегаФон" должен будет проводить эти исследования не реже одного раза в три месяца. Кроме того, для проведения тестирования передачи eCall заказчик обязан будет предоставить "МегаФону" терминалы, поддерживающие функционал eCall и т.д.
Также "МегаФон" в партнерстве с "ГЛОНАССом" будет развивать и оказывать коммерческие сервисы. На вопрос, о каких именно коммерческих сервисах идет речь, руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина ответила так: "Мы предоставляем "ГЛОНАССу" нашу инфраструктуру, чтобы они работали как MVNO-оператор. Какие сервисы они будут развивать - лучше спросить у них". "Это весь спектр услуг автопроизводителям", - сказал корреспонденту ComNews представитель "ГЛОНАССа".
На взгляд руководителя департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Сonsulting Виталия Солонина, источником доходов по этому MVNO-проекту могут стать, например, охранно-поисковые услуги, сервисы по мониторингу и диспетчерские услуги. "Среди коммерческих сервисов могут быть, к примеру, разного рода противоугонные услуги. Теоретически возможна продажа данных для более точного расчета ставок страхования и т.п.", - предположил финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин.
По словам, начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, надежную финансовую модель такого MVNO-оператора пока невозможно составить, поскольку на первом этапе проект будет охватывать лишь государственный и коммерческий транспорт. "Но в будущем расходы абонента могут составлять порядка 100-200 руб. в месяц за базовые сервисы. Дополнительные услуги - например, передача телеметрии, трекинг и т.п. - будут стоить дороже и рассчитаны в основном на корпоративных потребителей", - заметил в беседе с ComNews Георгий Ващенко.
На вопрос, о каком количестве абонентских устройств с SIM-картами по этому MVNO-проекту может идти речь, Юлия Дорохина ответила так: "Все автомобили нового типа с 2017 г. должны быть с SIM-картами "ГЛОНАССа" в обязательном порядке, согласно ФЗ №395. Это касается всех автопроизводителей в мире, которые поставляют машины в РФ. По оценкам аналитиков или согласно отчету по прошлому году, это от 1,5 млн до 3 млн машин и, соответственно, SIM-карт в год". Однако, как добавила она, снижение спроса на покупку авто связано с кризисом и падением покупательной способности, поэтому точного прогноза по количеству машин нет.
В целом, по словам директора по развитию бизнеса и проектной деятельности "ГЛОНАССа" Василия Лебедева, такое сотрудничество с "МегаФоном" позволит компании оказывать сервисы для клиентов в самых удаленных и труднодоступных уголках России. "В дальнейшем надеемся совместно развивать и другие сервисы на базе системы "ЭРА-ГЛОНАСС", - добавил Василий Лебедев.
Как ранее сообщала газета "КоммерсантЪ", до конца 2018 г. управляющая этой системой компания "ГЛОНАСС" планирует потратить на нее 4,7 млрд руб., хотя ранее должна была вывести ее на окупаемость уже к 1 января 2018 г. и по итогам года заработать 5 млрд руб. Согласно проекту стратегии, на поддержание и эксплуатацию "ЭРА-ГЛОНАСС" в 2016 г. необходимо 1,007 млрд руб., в 2017 г. - 1,6 млрд руб. и в 2018 г. - 2,1 млрд руб.
"Преимуществом сотрудничества с "МегаФоном" является уникальный опыт реализации таких проектов. За последние несколько лет на сети "МегаФона" были реализованы MVNO-операторы различных моделей по степени интеграции, среди них: Yota, NetВyNet, "Газпром телеком" (специализированный оператор ПАО "Газпром"), ряд проектов для группы операторов СМАРТС", - отметил директор по развитию корпоративного бизнеса "МегаФона" Влад Вольфсон.
По мнению Виталия Солонина, перспективы MVNO-проекта, реализованного на базе "ГЛОНАСС" самые благоприятные, поскольку он связан с национальным проектом "ЭРА-ГЛОНАСС", который находится под контролем первых лиц государства. Тимур Нигматуллин считает, что данный MVNO-проект будет активно развиваться.
Другой оператор "большой четверки" - Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") тоже активно развивает сектор MVNO. "Мы заинтересованы в сотрудничестве с различными компаниями", - отметила в беседе с ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.
Так, у Tele2 в процессе реализации уже находится совместный с ПАО "Ростелеком" MVNO-проект. Кроме того, как ранее сообщал ComNews, у Tele2 есть договоренность с ЗАО "МС-Спецтелеком" о реализации MVNO-проекта. Данное сотрудничество подразумевает строительство сетей LTE-450 и оказание услуг профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) государственному сектору. Согласно договоренности, "МС-Спецтелеком" будет выступать в качестве MVNO-оператора. "MVNO-проект с компанией "МС-Спецтелеком" еще находится в стадии проработки", - уточнила в пятницу Ольга Галушина.
Кроме того, АО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд Дом.ru) сотрудничает в создании MVNО-проекта с Tele2. Пока проект развивается по модели reseller, когда компании делят доходы с каждого подключенного клиента. Для старта проекта был выбран город Киров, где "ЭР-Телеком Холдинг" начал оказывать мобильные услуги на базе сети Tele2.
"ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") открыто к сотрудничеству со всеми корпоративными клиентами по реализации MVNO-проектов. Все необходимые ресурсы, опыт и экспертиза у нас есть", - подчеркнула пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. Однако, какие именно MVNO-проекты уже реализованы оператором и с кем, она не стала уточнять.
Как ранее сообщал ComNews, в конце марта нынешнего года "ВымпелКом" в партнерстве с "Сим Телекомом" должен был запустить full MVNO-оператора под брендом SIM SIM для приезжих из ближнего и дальнего зарубежья.
Пресс-служба ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в пятницу воздержалась от комментариев. У МТС уже реализован MVNO-проект c ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС). Также на сети МТС ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) запустило MVNO-оператора Aiva Mobile, который предназначен для этнических групп из различных стран. Кроме того, МТС до заморозки MVNO-проекта со "Связным" была хост-оператором "Связного Мобайл".
Андрей Федосеев