"Яндекс" открыл еще один коммерческий офис за рубежом — в китайском Шанхае, рассказали "Ъ" в компании. Ее сотрудники будут помогать китайским участникам рынка, работающим в России, продвигать свой сервис и продукцию в рунете. Руководить офисом будет Дэвид Цай, который работает в компании с 2012 года, перейдя туда вместе с командой SPB Software — разработчика приложений, купленного "Яндексом" в 2012 году. Пока там будут работать несколько человек, но штат будет расширяться по мере роста задач, уточняет представитель "Яндекса" Ася Мелкумова.
Китайские компании проявляют большой интерес к расширению географии своих продаж в Россию. Это продавцы товаров повседневного спроса, товаров для детей, мобильных телефонов и планшетов, косметики, автозапчастей, услуг бронирования гостиниц и перелетов, перечисляет госпожа Мелкумова. Среди тех, кто уже сотрудничает с российской интернет-компанией, крупные e-commerce-площадки (JD.com, LightIntheBox, DHGate), транспортные (например, Hainan Airlines) и производственные компании (ZKTeco). Им "Яндекс" предлагает пользоваться своими коммерческими продуктами — например, системой контекстной рекламы "Директ", товарным агрегатором "Маркет", где сейчас можно явно указать, товар из какой страны ищет пользователь, или сервисом для оценки посещаемости сайтов и анализа поведения пользователей "Метрика". "Чтобы эффективно пользоваться инструментами, ориентированными на русскоязычную аудиторию, нужно владеть русским: рекламные кампании в "Директе" нужно строить, понимая стратегию ключевых слов "Яндекса" и лингвистику,— объясняют в "Яндексе".— Наши "китайские" команды в Шанхае и Москве говорят на русском, китайском и английском и будут консультировать по использованию инструментов".
О том, что "Яндекс" намерен в этом году открыть офис в Китае, "Ъ" рассказывал в марте гендиректор компании Александр Шульгин. "Я вижу серьезные возможности для расширения в России, а для определенных направлений — и хорошую возможность выхода за пределы России",— отмечал он. Открытие офиса в Шанхае — как раз один из этих шагов, объясняют в компании. Это 15-й зарубежный и второй после Люцерна коммерческий офис — их сотрудники плотно работают с рекламодателями, рассказывают о ключевых рекламных продуктах, помогают с конкретными кампаниями, объясняют в "Яндексе". За пределами СНГ у компании есть также офисы в Стамбуле, Берлине, Амстердаме.
Учитывая популярность китайских онлайн-ритейлеров среди россиян и роль Китая как всемирной фабрики потребительских товаров, более плотное сотрудничество "Яндекса" с местными участниками рынка было неизбежным, рассуждает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. "Яндекс" сделал логичный и верный шаг, продолжает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его словам, в Китае втрое меньше интернет-магазинов, чем в России, и большинство из них "садится" на площадки маркетплейсов, которые производители стимулируют выходить на новые рынки. "А тут и Россия под боком с "Яндексом"",— говорит он.
Многие крупные онлайн-ритейлеры из Китая считают российский рынок одним из самых перспективных для своего международного развития — AliExpress, JD.com, DHgate.com. Также на этой неделе о начале работы в России заявила платформа TradeEase — государственный проект Китая по возрождению торговли на границе в районе Харбина. Объем трансграничной торговли в 2014 году составил около $7 млрд и вырастет по итогам 2015 года вдвое, причем 63% этого сегмента пришло из Китая, оценивал в июне президент международной бизнес-группы JD.com Виктор Сюй. По данным East-West Digital News, в 2014 году около 15 млн россиян хотя бы раз делали покупку за рубежом через интернет. При этом в Китае что-либо покупали почти 50% из них, тогда как в 2013 году таких было 24% (данные GfK). По оценкам "Почты России", сегодня более 80% международных входящих почтовых отправлений поступает в Россию из КНР.
Роман Рожков