Закон об агрегаторах
Ведущие интернет-компании и власти нашли компромисс, рассказал РБК источник, близкий к руководству «Единой России». «Яндекс» не будет отказываться от новостного сервиса и регистрироваться в качестве СМИ, но следовать определенным правилам компании придется, добавил он, отказавшись объяснить, каким именно. Ответы на все вопросы, по его словам, могут быть даны на встрече президента с интернет-компаниями, которая пройдет во вторник во время форума «Интернет-предпринимательство в России».
На встрече Путина с представителями интернет-компаний должен состояться диалог, в результате которого может быть найден компромисс, подтвердил РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Яндекс» не хочет регистрироваться в качестве СМИ, отмечает он, но нынешнее положение дел не устраивает, например новостные организации. Нельзя слышать одну сторону — надо выслушать всех, тогда компромисс может быть найден, резюмировал он.
Ранее депутаты Госдумы говорили РБК, что начали работу над законом, который обяжет «Яндекс.Новости», а возможно, и другие поисковики регистрироваться как СМИ. Но теперь, по словам нескольких собеседников РБК в парламенте, отношение к этой теме изменилось: ищутся менее жесткие варианты решения проблемы. По словам одного из депутатов, таким компромиссом может быть законопроект, который определит статус агрегаторов новостей, не приравнивая их к СМИ. Вопросы есть не только к «Яндексу» и его топу новостей, но ко всему его новостному разделу и к таким же разделам на Mail.Ru, Google и Rambler, уточнил депутат. Но будет ли вноситься такой закон и когда — вопрос открытый, скорее всего, он решится после встречи с Путиным, говорит собеседник РБК.
По мнению другого депутата, в законе может быть прописано, что такое новостной агрегатор. Агрегатор не СМИ, убежден собеседник РБК: он так устроен, что агрегирует информацию автоматически и не несет ответственности за то, что публикуют СМИ. При этом можно установить порядок, при котором он убирает новости того или иного ресурса или не агрегирует новости из источников, которые не зарегистрированы как СМИ.
Особый статус поисковиков обсуждается в качестве компромисса, подтверждает источник, близкий к администрации президента. Такой статус — более щадящее регулирование, чем закон о СМИ, по которому сейчас «Яндексу» можно каждый день предъявлять судебные иски за всю агрегируемую информацию. «Государству важно, чтобы «Яндекс» был в определенной рамке. Но это может быть новая рамка, которая устроит все стороны», — заключил собеседник РБК.
Как скажут, так и сделаем
Представители «Яндекса», Google и подконтрольного государственному «Ростелекому» поисковика «Спутник» подчеркивают, что их новостные сервисы работают автоматически, без участия редакторов. Только в Mail.ru Group признают, что их новостной топ — «ручной продукт». Кроме «Спутника» никто из интернет-компаний не заявлял о готовности зарегистрироваться как СМИ, впрочем, и закрывать новостной раздел они не хотели.
По словам менеджера одной из перечисленных интернет-компаний, непрофильный бизнес в виде СМИ им не нужен, нанимать редакцию, способную фильтровать десятки тысяч сообщений в день, они не собираются.
«Мы не готовы комментировать будущие законодательные инициативы, не видя текстов документов», — заявила вчера РБК пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Директор по внешним коммуникациям холдинга Rambler&Co Матвей Алексеев пока не берется прогнозировать, что будет делать компания в случае появления особого статуса новостного агрегатора. В Google заявили, что от комментариев по этой теме воздержатся. Получить оперативный комментарий Mail.ru не удалось.
Пресс-секретарь «Спутника» Дмитрий Чистов говорит, что не слышал об особом статусе новостных агрегаторов, но «если закон будет, придется его исполнять». То же самое сказал и сотрудник пресс-службы «Роскомнадзора».
Бывший руководитель «Яндекс. Новостей» Лев Гершензон не уверен, что если «Яндекс» решит закрыть топ новостей, ему дадут это сделать. Он считает, что задача представителей власти — сделать этот ресурс предсказуемым и управляемым. «У этого блока — телевизионная аудитория. Большинство людей не читают подробности: как увидели, так и поняли. Власти всегда этого хотели, но сейчас у «Яндекса» из-за новых законов о блогерах, авторских правах слабые переговорные позиции», — рассуждает Гершензон.
Форум без главной темы
Обсуждение статуса поисковиков не значится среди объявленных тем двухдневного форума «Интернет-предпринимательство в России». В нем участвуют топ-менеджеры крупных интернет-компаний, представители инвестфондов и власти, в том числе основатель и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож, председатель совета директоров Mail.ru Group Дмитрий Гришин, владелец медиахолдинга Rambler&Co Александр Мамут, первый заместитель гендиректора «ВКонтакте» Борис Добродеев, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.
Встреча с президентом пройдет после основных сессий. Как рассказала РБК пресс-секретарь Фонда развития интернет-инициатив (организатор форума) Мария Лапук, она продлится полтора-два часа. По ее словам, первая часть встречи уже регламентирована: Волож будет говорить «о развитии российскими интернет-компаниями наукоемких технологий», Гришин — об образовании IT-специалистов, гендиректор Ozon.ru Маэль Гавэ — об электронной коммерции, управляющий партнер инвестфонда Prostor Capital Алексей Соловьев — о сделках и инвестициях в интернет-проекты, директор по информационным технологиям «Интер РАО ЕЭС» Дмитрий Алтухов — о стратегических заказчиках IT-компаний. На встрече с Путиным будет и сессия в свободном формате вопрос-ответ, на которую отведут около получаса. Как сообщали ранее РБК представители интернет-отрасли, они хотят спросить президента в том числе и о статусе новостных агрегаторов. Глава РАЭК Сергей Плуготаренко пока не уверен, будет ли задавать вопросы вообще: «По настроению в первой секции нужно понять, подходит ли эта площадка для вопросов и какой самый главный нужно задать».
Михаил Рубин, Светлана Бочарова, Дарья Луганская