ЕГР ЗАГС был запущен в октябре 2018-го, его оператором стала Федеральная налоговая служба. Он содержит сведения, начиная с 1926 года, о рождении и смерти, заключении и расторжении брака, усыновлении, установлении отцовства и смене имени. Сейчас доступ к реестру имеют МВД, ФНС, Минздрав, Росстат и государственные внебюджетные фонды. Отдельную информацию вправе запрашивать Минюст, Росреестр, МФЦ, ДОМ.РФ, региональные и муниципальные органы.
Планируется, что доступ к сведениям из реестра получит и Росфинмониторинг, который также называют финансовой разведкой. Он отвечает за противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию терроризма и экстремизма, а также распространения оружия массового уничтожения.
Законопроект о расширении полномочий Росфинмониторинга в части получения сведений из реестра уже разработан и внесен в правительство 2 февраля, сообщили «Известиям» в службе. Документ планируется внести в Госдуму в июне, следует из плана законопроектной деятельности правительства на 2022 год.
Сведения о госрегистрации актов гражданского состояния из реестра необходимы для выполнения функций, в том числе связанных с установлением лиц, причастных к отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и другим уголовно наказуемым деяниям, пояснили в финразведке. Там добавили, что данные из ЕГР ЗАГС также пригодятся при проведении антикоррупционных проверок.
— С этой целью важно изучение финансовых операций и окружения проверяемых лиц. Получение данных о рождении, заключении и расторжении брака, перемене имени и других сведений из реестра позволит существенно повысить эффективность проводимой Росфинмониторингом работы, — считают в службе.
Там констатировали, что сейчас правовые основания для предоставления службе сведений из реестра отсутствуют. Эта проблема была выявлена по результатам мониторинга правоприменения «антиотмывочного» закона.
«Известия» направили запрос в ФНС с просьбой уточнить процедуру предоставления сведений из реестра.
Расширение перечня органов, имеющих доступ к реестру ЗАГС, по общему правилу, повышает риски утечек персональных данных, пояснил «Известиям» руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. Несмотря на то, что информация в базе не критически значимая и ее нельзя напрямую монетизировать, она тем не менее может помочь мошенникам, в частности, телефонным, втереться в доверие жертв, предположил эксперт.
— Могут появиться схемы, связанные именно с этими сведениями. Например, в отношении людей, которые недавно заключили брак, — допустил аналитик.
Сами по себе данные ЕГР ЗАГС не имеют особой ценности, так как в них отсутствует платежная и иная высокочувствительная информация, согласился директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline Company Александр Дворянский. Инициатива поможет более качественно противодействовать, например, мошенникам, использующим данные уже умершего человека для получения микрозаймов, и другим подобным махинациям, спрогнозировал эксперт.
Предлагаемые изменения вполне логичны, ожидаемы и обусловлены цифровизацией экономики и госуправления, полагает ведущий аналитик направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Елена Хейфец. Она подчеркнула, что в рамках планируемого законопроекта сбор дополнительных сведений о россиянах не предусмотрен:
— По большей части это «досинхронизация» и «сонастройка» уже имеющихся данных о гражданах.
По ее мнению, информация в реестре в целом может быть полезна Росфинмониторингу для повышения безопасности и эффективности работы ведомства, но вопрос о своевременности этой меры «может обсуждаться».
Формат информационного взаимодействия финразведки с ФНС в большей степени регулируется подзаконными нормативными актами и совместными приказами, рассказал эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов.
— Выведение информационного потока в формат законодательного регулирования обеспечит, с одной стороны, системность и эффективность взаимодействия, а другой — прозрачность такого обмена, что, в свою очередь, повысит уровень правовой защищенности граждан, — уверен он.
Системное обеспечение службы сведениями из реестра позволит «формировать объективный ареал финансовых потоков вокруг реальных бенефициаров», в том числе в рамках мониторинга сомнительных операций, связанных с легализацией преступных средств, считает аналитик.
По наиболее свежей информации Росфинмониторинга, за 2020 год отказ банков в обслуживании позволил пресечь вывод в легальный оборот более 190 млрд рублей «теневого» происхождения. За первое полугодие 2021 года вывод денежных средств за рубеж «по сомнительным основаниям» незначительно увеличился, следует из данных ЦБ. Основной спрос на теневые финансовые услуги формировался в строительном секторе (36%), торговле (24%) и секторе услуг (21%).
Евгений Кузнецов