Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разработало проект постановления правительства РФ, который определяет дополнительные требования к прикладному и системному программному обеспечению (ПО), включенному в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
В числе таких требований: подтвержденная совместимость с не менее чем с одним центральным процессором, включенным в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или реестр российской промышленной продукции, ПО должно работать под управлением не менее одной российской операционной системы, прошедшей процедуру подтверждения соответствия дополнительным требованиям, в случае доступа пользователя к ПО с использованием средств интернет-браузера оно должно обеспечивать возможность использования не менее одного интернет-браузера, сведения о котором включены в реестр ПО.
Кроме того, программное обеспечение должно соответствовать требованиям законодательства РФ о защите информации и о защите персональных данных в случаях, установленных законодательством РФ, информационная поддержка пользователей должна оказываться на всей территории России без ограничений посредством использования телефонной связи, средств электронной почты и иных доступных средств удаленной коммуникации пользователей на русском языке в круглосуточном режиме.
Проект постановления определяет классы ПО и баз данных, сведения о которых включены в реестр программного обеспечения, на которые будут распространяться дополнительные требования. К таким классам программного обеспечения относятся: операционные системы общего назначения, средства управления базами данных, офисные приложения, коммуникационное программное обеспечение, офисные пакеты, почтовые приложения, органайзеры, средства просмотра, браузеры, редакторы презентаций, табличные редакторы, текстовые редакторы, файловые менеджеры, системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты.
В реестровую запись предусмотрено добавление сведений о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям. Кроме того, проект постановления предлагает при закупке ПО по 44-ФЗ обязать заказчика отклонять все иные заявки, если подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения, содержащая предложение о поставке ПО, соответствующего дополнительным требованиям.
Проект постановления предполагает вступление в силу с 1 июля 2023 г. Обсуждение документа продлится до 5 декабря 2022 г.
В Минцифре на вопросы ComNews не ответили.
Игроки рынка считают, что сейчас не подходящее время исключать российские продукты из реестра - лучше пока требования не ужесточать и поддерживать разработчиков, позволяя им совершенствовать продукты не в стрессовой ситуации и не в критически сжатые сроки.
Представитель пресс-службы "Труконф" прокомментировал: "К сожалению, требования к разделу "Коммуникационное ПО" составлялись без опроса ключевых разработчиков ВКС-решений – наши эксперты, например, запросов на проработку инициативы не получали. Ряд пунктов в НПА (нормативно-правовом акте) требует консолидации мнений российских ИТ-компаний, выпускающих продукты для корпоративных коммуникаций".
По мнению заместителя директора и соучредителя компании Vinteo Дмитрия Серого, необходимо и реально выполнимо большинством разработчиков ПО требование по работе с российской ОС. "А вот обязательную совместимость с процессорами нужно отсрочить - есть объективная сложность с отечественными процессорами и наличием обширного инструментария для поддержки разработчика. Например, серверные процессоры российской разработки, способные составить конкуренцию зарубежным по обработке большого количества видео-данных, что важно для нашего программного ВКС-решения, к сожалению, так и не успели полноценно выйти на рынок из-за введения санкций. Не думаю, что сейчас подходящее время активно исключать российские продукты из реестра - лучше пока требования не ужесточать и поддерживать разработчиков, позволяя им совершенствовать продукты не в стрессовой ситуации и не в критически сжатые сроки", - говорит он.
"Что касается возможных вложений в "докрутку" ПО для соответствия реестру, то здесь будет зависеть от ситуации конкретного разработчика. Для нашей компании, если пункт по совместимости с процессорами станет обязательным, то в силу специфики и технологической сложности ПО, это может вылиться в год и более дорогой разработки", - добавил Дмитрий Серый.
Заместитель генерального директора Postgres Professional, глава комитета по интеграции российского ПО АРПП "Отечественный софт" Иван Панченко прокомментировал: "Что касается системного софта, новые требования НПА — довольно мягкие и не окажут серьезных изменений на положение участников реестра. Основная масса системного российского ПО и так им отвечает. Разработчикам прикладного ПО придется гораздо сложнее. Значительная часть софта разработана под Windows, под процессоры Intel. Конечно, формально его можно заставить работать под Linux, например, с помощью эмулятора Wine. На практике такие способы проблему не решат, а будут работать лишь как временный "костыль": пользователи будут неизбежно сталкиваться с огромными проблемами. Windows правил бал в России десятилетиями, и российским компаниям потребуется значительное время, чтобы переломить ситуацию и обеспечить совместимость всех продуктов с Linux. Как мы и прогнозировали, в выигрышном положении сейчас окажутся те, кто занимался импортозамещением заблаговременно".
Руководитель отдела корпоративных продаж CommuniGate Systems Антон Тен считает, что требования, изложенные в НПА, абсолютно необходимы, если мы все-таки идем по пути технологической независимости. "Но часто случается, что отдельное ПО в реестр вроде как внесено, но работает либо на иностранных базах данных, либо на операционной системе исключительно зарубежных вендоров. Вот пример – организации, в том числе государственные и КИИ, которые готовы перейти на российские операционные системы, сталкиваются с тем, что какое-то отечественное ПО из реестра, которое эти компании уже используют, не работает на российских операционных системах. Зачастую это специализированное, профильное ПО и не работает ни на чем, кроме Windows. Поэтому требования вполне разумные. Требования, касающиеся центральных процессоров, можно не исключать, а приостановить. В России есть определенные сложности с производством российских процессоров, включенных в реестр Минпромторга, вводить тут жесткие рамки пока нецелесообразно. Про техническую поддержку требование вполне справедливое. Вообще без качественного сервиса ни один продукт, даже самый хороший, не может быть востребован. ПО, тем более для объектов КИИ, обязано быть работоспособным максимальное количество времени без простоя. Производитель может и не иметь у себя круглосуточную техническую поддержку по телефону, почте или в чате в каждом часовом поясе России, но он обязан обеспечить ее пользователю. Например мы, как вендор, организовали техподдержку платформы CommuniGate Pro через развитую партнерскую сеть и системных интеграторов", - рассказал Антон Тен.
Он считает, что новый документ не ограничит конкуренцию. "Потому что продукт должен развиваться, в том числе с учетом требований регулятора, по тому развития, которое государство выбрало для обеспечения технологической независимости. Если продукт им не соответствует, то он должен к этому стремиться – вообще, государство выделило на это достаточно времени, реестр отечественного ПО был придуман в 2015 г. Количество денег на "докрутку" зависит исключительно от ПО. Некоторые программное обеспечение достаточно просто портировать на другую операционную систему, другую аппаратную платформу. С другой стороны, есть ПО для информационной безопасности, которое очень глубоко "вгрызается" в ОС и железо. Это важно, к примеру, для средств доверенной загрузки. Затраты на "докрутку" таких решений можно сравнить с разработкой фактически нового продукта с нуля. Алгоритмы остаются, но их нужно адаптировать для новой платформы, а это крайне дорого", - прокомментировал Антон Тен.
Руководитель группы проектирования вычислительных систем Step Logic Дмитрий Алифатов поделился опытом: "Исходя из нашей практики, перечисленным требованиям не соответствует около половины решений, которые используются в проектах по созданию вычислительной инфраструктуры. Наиболее сложно дела обстоят с требованием совместимости с одним или несколькими центральными процессорами, включенными в реестры Минпромторга, так как существенная часть отечественного системного ПО используется для создания инфраструктуры, обеспечивающей работу существующих прикладных информационных систем, написанных на x86. Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе адаптация софта под российские процессоры выглядит неизбежной, такое резкое ужесточение наверняка приведет к обратному результату. Если требования вступят в силу, то из реестра могут быть исключены целые классы продуктов российской разработки. При этом, основная сложность "докрутки" такого ПО заключается даже не в размере потраченных средств, а в количестве необходимого времени и отсутствии на рынке узкоспециализированных и опытных программистов".
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель напомнил, что единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных был создан в рамках проводимой российским руководством политики импортозамещения, планомерно проводимой с 2014 г. "Целью создания такого реестр декларировалась поддержка развития отечественных продуктов в данной сфере. Помимо защиты и поддержки отечественного производителя предлагаемые изменения законодательства направлены на обеспечение информационной безопасности РФ, что также идет в фарватере проводимой в последние годы политики и особенно актуально в текущий период санкционных ограничений и особых экономических мер в связи с СВО. Говоря о возможных признаках ограничения конкуренции можно прийти к выводу, что введение подобных ограничений, различных "реестров" и т.п. в чистом виде не отвечает признакам конкурентного рынка. Но в данном случае такие правила игры устанавливаются государством исходя скорее из политических соображений, чем из соображений поддержания конкурентной среды на рынке. Многие производители ПО неоднократно обращали внимание на это, но позиция антимонопольных органов следует общей политической направленности. Вопросы соблюдения антимонопольных требований возникали даже у государств – членов ЕАЭС, к примеру при обсуждении вопроса обязательной предустановки российского ПО на смартфоны. В данном контексте про нормы ВТО можно даже не упоминать. При этом нельзя сказать, что в других странах нет преференций для местных производителей, но уровень недопуска иностранных производителей на рынок существенное ниже, чем в РФ, сравнивать отечественное регулирование можно только с Китаем", - проанализировал Сергей Учитель.
Эксперт Moscow Digital School Татьяна Красногорская отметила, что проект поможет решить проблему с востребованным офисным ПО, которое стало ограниченно доступно для российских пользователей с момента введения санкций. "Предложенные изменения помогут минимизировать риски, связанные с внезапным вынужденным переходом на другие решения, с которыми бизнес столкнулся из-за давления со стороны иностранных правообладателей офисных программ, - считает она. - Любая миграция информации совмещена с ее возможной потерей, а в случае с персональными данными это особенно болезненно. Дополнительные требования в части соответствия уровня защиты информации российскому законодательству о персональных данных - то, что может гарантировать бизнесу безопасность в работе с конфиденциальными данными. И, конечно, требование о постоянной информационной поддержке пользователей на территории РФ без ограничений также упростит имплементацию такого ПО в российские компании и новости об уходе из России команды технической поддержки очередного востребованного офисного иностранного продукта больше не потребуют срочного незапланированного поиска новых решений и бизнес сможет продолжать концентрироваться на своих основных задачах".
Юлия Мельникова