Ситуация с навязчивой рекламой привела к тому, что появились интеллектуальные модули блокировки рекламы в антивирусных пакетах и популярных браузерах, такие как AdBlock, что уже вызывало критику и противодействие крупных сайтов и порталов. Спам-фильтры крупнейших веб-сервисов и почтовых пакетов также делают свою работу, блокируя рекламный спам. Однако и «рекламные» технологии не стоят на месте. Появились троянские программы, которые заражают множество компьютеров и смартфонов пользователей, чтобы начать откручивать на них рекламные баннеры, причем это далеко не всегда реклама очередного веб-лохотрона — встречаются и крупные рекламодатели, чья репутация от этого может пострадать.
Возникает логичный вопрос: зачем рекламодатели платят за такую рекламу, если она вызывает раздражение и негатив к рекламируемым товарам и услугам?
Закон больших чисел
Внимание пользователей в интернете фрагментировано. Во время серфинга в сети мы скачем с темы на тему, со страницы на страницу, иногда на уровне подсознания определяя интересное и отбрасывая все ненужное. Человек не видит ничего, что находится за пределами фокуса его внимания. Этот эффект называется «баннерная слепота». Поэтому, чтобы быть замеченным, нужно либо агрессивно показать рекламный баннер, либо разместить рекламу как можно в большем количестве мест и довольствоваться очень маленьким процентом тех, кто ее увидит, так называемой конверсией.
Достаточно произвести несложный математический расчет, чтобы понять, почему баннерами завешаны практически все сайты и порталы, особенно крупные. Проверено, что конверсия аудитории в тех, кто заметит баннер и кликнет на него, составляет 0,05–0,07%. Да-да, именно пять сотых процента, то есть из 10 тыс. показов баннера на странице, причем показом считается загрузка баннера, а не то, что человек физически его увидит (это никак нельзя проверить), на него кликнет целых пять человек! При этом пользователь еще может кликнуть по ошибке или кликнуть и передумать смотреть страницу.
А теперь представьте, что рекламодателю нужно 50 тыс. человек на своей странице за месяц, чтобы добиться поставленной цели. Для этого ему придется показать свой баннер 100 млн раз. Это месячная посещаемость 20 крупных тематических ресурсов или трех-пяти крупнейших федеральных площадок. При этом на рынке действует не один рекламодатель, так что выбора у них нет, и рекламные баннеры будут неизбежно появляться на ваших любимых сайтах.
Екатерина Шинкевич, генеральный директор CPAExchange, cчитает, что рекламы стало больше, но она становится умнее.
«Привычная «валюта» оплаты — стоимость за 1 тыс. показов или переход на сайт — перестает быть привлекательной для заказчиков. Любую рекламу можно сконцентрировать именно на ту аудиторию, которой потенциально она интересна. Например, показывать баннеры или текстовые блоки только людям, проживающим в том или ином городе; сконцентрировать рекламу по нужному полу и возрасту», — рассказала она.
По словам Екатерины Шинкевич, возможны настройки по интересам. Также можно ограничивать показы рекламы одному пользователю не более определенного количества раз в день/неделю/месяц. Есть возможность настраивать показы рекламы исходя из устройств, через которые пользователи выходят в интернет.
«Ум» настроек зависит от технологичности рекламной платформы. Основная задача интернет-маркетолога на стороне рекламодателя — разместить такую рекламу, которая хорошо сконцентрирована на нужной аудитории и не раздражает ее», — говорит директор CPAExchange.
Отдельный разговор — о крупных производителях товаров народного потребления, которые продают свои товары миллионами. Им важно, чтобы их рекламу просто видели и слышали как можно больше и как можно чаще в течение короткой рекламной кампании: по ТВ, в метро, по радио, в магазинах и, конечно же, в интернете. Здесь работает эффект «из каждого утюга». Поэтому важно забрендировать площадку так, чтобы это нельзя было не заметить.
Борьба с рисками
Совсем избавиться от рисков при проведении рекламной кампании нельзя, поэтому рекламодатели просто стараются переложить их с себя на рекламные площадки и сети, то есть платить не за показ рекламы, а за клики на ссылки, а то и за результат в виде регистраций пользователей, звонков на телефон менеджера по продажам, установок мобильных приложений, а еще и за такой сложный результат, как «установка мобильной игры и прохождение ее до пятого уровня».
Однако это не избавляет пользователя от навязчивой рекламы, скорее, наоборот. Рекламодатель перекладывает ответственность за то, как будет рекламироваться его продукт, и риски, связанные с этим, на рекламного агента, а его, в свою очередь, интересует только результат, а не адекватность способа, которым он будет достигнут. Расплачиваться за это приходится тем, что твой продукт может начать продвигать вирус, мучающий свои жертвы. На клике не написано, каким способом он получен.
Контекстная реклама
Наиболее распространенный и доступный для понимания рекламодателей формат с платой за клик — это контекстная реклама («Яндекс.Директ» и Google AdWords). Она растет даже на фоне общего падения рекламного рынка в России. При этом количество рекламодателей и конкуренция между ними возрастает, растет количество рекламных объявлений и цена за клик, а значит, рекламным площадкам надо «производить» все больше и больше кликов, при этом количество показов увеличивается медленно, ведь аудитория интернета растет сейчас далеко не в разы.
Например, несложно проверить, сколько раз в месяц пользователи спрашивают о чем-то у «Яндекса», если зайти на wordstat.yandex.ru и ввести в поле какое-нибудь слово или фразу. Например, слово «чайник» ищут 500–600 тыс. раз в месяц. Из них надо исключить тех «чайников», которые ездят по дорогам, книжки «для чайников» и т.д., и останутся 50 тыс. пользователей, которые хотят купить чайник. Если вспомнить, что кликает значительно меньше 1% от показов, то чайников так продать можно не так уж и много.
Рекламные площадки, да и сами «Яндекс» и Google , стараются увеличить количество кликов, убирая различия между результатами поиска и рекламными объявлениями. Например, в выдаче «Яндекса» исчезла нумерация, рекламные блоки явно не отделяются от остальных результатов, хотя и помечены значком «реклама».
«ВКонтакте» и другие социальные сети продают рекламу по схожей схеме, только за основу здесь берутся данные из профиля пользователя (пол, возраст, место жительства, профессия, интересы и предпочтения, которые он сам же и указал в анкете, и т.д.), или «таргетинги». Чем больше параметров, тем меньше подходящих пользователей, меньше показов и кликов, а значит, клик будет дороже, ведь за внимание пользователя борются не только прямые конкуренты, но и рекламодатели из разных сфер, а общее количество показов у социальной сети неизменно. Кстати, клики здесь тоже продаются на аукционе.
Само собой, для разных товаров и услуг показатели разные. Например, из «ВКонтакте» и Facebook можно очень дешево получать установки мобильных приложений. Иногда удается приобрести пользователя по 10–20 руб. Также «ВКонтакте» хорошо продаются товары для школьников.
Плата за действия
Плата за действие — это наименее рискованный для рекламодателя вариант. Есть регистрация/звонок/покупка/установка — есть оплата по фиксированной цене. Однако, так как для рекламного агента риск максимален, продавать свои товары и услуги по этой модели сможет далеко не каждый и в недостаточно больших объемах. Это должны быть товары и услуги с высокой нормой прибыли, хорошо известные аудитории. Суть этого способа рекламы заключается в том, что очень много опытных ребят, которых в просторечье называют «компьютерщики» или «программисты», а более знакомые с вопросом знают их еще как «веб-мастеров», находят лазейки в работе интернета, позволяющие получать показы, клики или действия очень дешево. Зачастую они используют те же рекламные каналы, но делают это лучше, например, они хорошо умеют настраивать «Директ» и «ВКонтакте» для отдельных товаров и услуг.
Однако часто эти ребята плодят огромное количество веб-страниц, автоматически копируют тексты, картинки, музыку, видео, взломанное ПО и т.д. с других сайтов, переиначивают содержание страниц, тщательно настраивают свои сайты так, что оказываются в первых строчках поисковиков, и получают бесплатных посетителей.
Для пользователя это выливается в то, что, введя запрос в поисковике, он не может найти ответ на свой вопрос, перебирая одну за другой веб-страницы, полные мусора. Кто-то бросает это гиблое дело и переходит по рекламе какой-то новой игрушки, остальные страдают дальше.
Поисковики пытаются бороться с такими CEO-технологиями, от чего больше страдают нормальные страницы с хорошим контентом, чем те, кто плодит «мусорные» сайты, быстро находя недочеты в алгоритмах их работы. Одной из идей является определение позиции сайта в результатах поиска по поведению пользователей. Если пользователи заходят, находятся на странице достаточно долго и переходят по ссылкам, то это — «хорошие» пользователи.
Так называемые сети мотивированного трафика уже потирают ручки в ожидании баснословных прибылей. Ответ на этот план поисковиков довольно прост: «Так, школьник из «ВКонтакте», иди сюда! Заходи по ссылке, сиди на странице 30 секунд, жми на эту ссылку, потом на эту. Все, молодец! Получи виртуальную золотую монетку в своей любимой онлайновой игрушке!»
Когда-нибудь будет лучше?
Нынешняя ситуация не устраивает как пользователей, так и самих рекламодателей и площадки. Рынок перегревается, цены на рекламу растут, эффективность — падает. Поэтому сейчас бурно развиваются технологии интеллектуальной рекламы, основанные на алгоритмах. То есть роботы учатся по-умному предлагать нам рекламу.
По мнению, директора по работе с клиентами компании Auditorius Александры Цанцариди, одним из главных драйверов рекламного рынка в ближайшие годы станет технология автоматизированных медийных размещений (programmatic), использующая информацию о пользователях (big data) и аукционный принцип формирования ставок на рекламные показы (RTB).
Почему это стало возможно? Почти все мы сейчас где-то залогинены, особенно на мобильных устройствах, которые, по сути, позволяют собирать данные о пользователе 24 часа в сутки. Поэтому те же социальные сети могут предоставлять рекламным платформам данные о пользователе, который зашел на другой сайт, где висит реклама. Нет, они не нарушают законы о персональных данных, так как информация предоставляется обезличенно, то есть: «Скажи мне, социальная сеть, а не залогинен ли в тебя пользователь с таким-то адресом в сети?» — «Да, залогинен!» — «А тогда опиши мне, социальная сеть, кто это?» — «Это женщина, от 25 до 35, из Москвы, указавшая в интересах французские духи». Нетрудно догадаться, какую рекламу покажет ей рекламная площадка.
«По тому, какие страницы в интернете посещает пользователь, где ставит «лайки», какие поисковые запросы вводит и т.п., можно определять его предпочтения и планы конкретных людей, — говорит Александра Цанцариди. — Теперь показ баннеров подчиняется большим математическим моделям. Это, конечно, не говорит о том, что рекламы стало меньше — ее по-прежнему много, но теперь есть множество инструментов для адаптации сообщения каждому пользователю, то есть реклама становится персонифицированной и адресованной каждой отдельной группе пользователей, что делает ее более полезной для аудитории».
Но это не предел совершенства. В сети мы ищем информацию, а не рекламу, и выдача информации пока что происходит отдельно, а открутка рекламы — отдельно. В будущем роботы научатся это комбинировать. К рекламным сетям подключат авторов интересного и полезного контента, и рекламодатель, выигравший аукцион, будет не только демонстрировать свою рекламу потенциальному потребителю, но и размещать ее в статье на интересную этому потребителю тему. Например, в обучающую статью в качестве примеров будут попадать кусочки текста про те товары и услуги, которые рекламируются в данный момент.
То есть реклама, конечно, не исчезнет совсем, но большая ее часть растворится в интернете и перестанет нас раздражать.
Алексей Короткин