Роскомнадзор направил уведомление компаниям Facebook, Google и Twitter о судебном решении, согласно которому блокировка контента ряда российских телеканалов признана цензурой. По данным ТАСС, ограничение доступа граждан РФ к фильму «Беслан» на YouTube признано цензурным актом Таганским районным судом Москвы.
«Роскомнадзор <…> направил повторные требования прекратить цензуру российских СМИ», — говорится в сообщении. Под ограничения попали около двух десятков каналов — в их числе RT, «Россия-1» и прочие.
Кроме того, РКН передал предложения по контрмерам в Государственную Думу и Совет Федерации.
Фильм «Беслан» посвящен событиям, связанным с захватом бесланской школы №1 в 2004 году, и был опубликован 3 сентября телеканалом «Россия 1». Позднее YouTube ограничил доступ к фильму, введя дисклеймер, предупреждающий о том, что «данное видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей» и что в нем изображены сцены насилия и жестокости.
Эта маркировка была выявлена Роскомнадзором, после чего регулятор официально обратился к Google, владеющий YouTube, назвав действия видеохостинга компании актом цензуры. В РКН призвали IT-компанию соблюдать Конституцию РФ при работе на территории России. От официального ответа в Google воздержались.
«Роскомнадзор считает недопустимыми на территории Российской Федерации действия администрации YouTube по ограничению распространения фильма «Беслан». Фильм Александра Рогаткина... Он <…> транслировался в эфире общероссийского обязательного общедоступного телеканала «Россия 1» и не содержит какой-либо запрещенной информации», — говорится в сообщении ведомства.
«Расценив действия администрации YouTube как акт цензуры, Роскомнадзор потребовал при работе сервисов компании Google на территории Российской Федерации строгого соблюдения законодательства», — добавили в Роскомнадзоре, сославшись на Конституцию РФ.
«Это аккуратная скрытая цензура, цель которой — снизить охваты ролика», — сообщал ранее «Газете.Ru» депутат Государственной Думы Антон Горелкин.
Кроме того, в начале сентября пресс-секретарь РКН Вадим Ампелонский заявил, что Google, Facebook и YouTube публиковали политическую рекламу в России в Единый день голосования.
Первый зампред Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России Николай Булаев в свою очередь назвал рекламу в Google «попыткой вмешательства» и предположил, что так в западных компаниях могут оттачивать механизмы влияния перед выборами в 2021 и 2024 годах.
Глава комиссии Общественной палаты России по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич напомнил, что накануне выборов компаниям были направлены предупреждения Роскомнадзора.
Однако Google и Facebook нарушили «день тишины», когда политическую рекламу публиковать запрещается.
«Их совершенно ясно предупредили, что если на их ресурсах в эти дни появится политическая реклама, то Россия это расценит как иностранное вмешательство и воспрепятствование выборам. И что сделал Google, да и не только? — Они фактически подтерлись предупреждением Роскомнадзора, чему есть неопровержимые доказательства», — подчеркнул Малькевич.
В середине августа пресс-служба Роскомнадзора заявила о том, что корпорация трижды проигнорировала требования ведомства по удалению контента на YouTube, оскорбляющего государственные символы РФ.
«В данном случае компания Google продолжает игнорировать нормы и требования российского законодательства», — заявили в Роскомнадзоре.
Facebook и Google уже не в первый раз обвиняют в политических играх – причем претензии высказывались и в Америке, где были созданы компании. Накануне The Wall Street Journal сообщил, что в отношении двух IT-гигантов стартуют два параллельных антимонопольных расследования.
Проверкой Google займется генеральный прокурор штата Техас Кен Пакстон. Сообщается, что техасская прокуратура заинтересовалась влиянием Google на рынок цифровой рекламы, а также потенциальным ущербом пользователям, который причиняет IT-компания, будучи фактическим монополистом в этой отрасли.
Петр Николаев