Роскомнадзор должен внести в черный список ссылки на страницы сайтов официальных магазинов приложений AppStore (для платформы iOS) и Google Play (Android), по которым можно скачать запрещенную в России литературу. Об этом говорится в решениях суда и Генпрокуратуры, направленных на исполнение в Роскомнадзор. Официальный представитель ведомства Вадим Ампелонский подтвердил «Известиям» информацию о получении предписаний. Также в ведомстве отметили, что это первые случаи блокировки приложений.
— Появление такого рода контента в популярных интернет-магазинах приложений является дикостью. Администрации этих магазинов необходимо научиться предотвращать распространение запрещенных материалов, — заявил Ампелонский.
20 апреля прокуратура Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратилась в Октябрьский райсуд Ставрополя о признании двух книг Саида бин Али бин Вахф аль-Кахтани («Крепость мусульманина. Из слов понимания Аллаха, встречающихся в Коране и Сунне» и «Крепость мусульманина. Обращения к Аллаху с мольбами. Лечение с помощью заговоров, встречающихся в Коране и Сунне») запрещенными к распространению в Сети.
Прокуратура отметила, что обе эти книги внесены в федеральный список экстремистских материалов, который ведет Минюст. «Вместе с тем, доступ к перечисленным информационным материалам до настоящего времени не ограничен», — отмечал представитель прокуратуры. Приложения, содержащие тексты указанных книг, можно найти в магазинах AppStore и Google Play.
Согласно ст. 13 закона «О противодействии экстремистской деятельности», на территории России запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
В результате суд встал на сторону прокуратуры и постановил, что ссылки на соответствующие страницы AppStore и Google Play необходимо внести в черный список, что сделает их недоступными для клиентов российских интернет-провайдеров. Решение суда вступило в силу 20 мая.
У прокуратуры есть и другой способ добиться внесения веб-страниц в черный список. Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», генпрокурор РФ или его заместитель при обнаружении в Сети призывов к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, направляют в Роскомнадзор требование незамедлительно заблокировать соответствующую страницу.
Так произошло 15 мая, когда Генпрокуратура направила в Роскомнадзор письмо со ссылкой на страницу Google Play, на которой можно было бесплатно скачать приложение с текстом запрещенной в России книги Адольфа Гитлера «Моя борьба» (Mein Kampf).
Роскомнадзор уведомил об этом Google, отправив соответствующее письмо. На следующий день доступ к данному материалу с территории России был закрыт компанией Google. Однако вскоре Роскомнадзор обнаружил, что эта книга доступна на другой странице — для платного скачивания (по цене 101,3 рубля). Соответствующая страница была добавлена в черный список, а в Google было направлено извещение об этом.
По мнению главы компании Actor (занимается разработкой приложений) Степана Коршакова, Google и Apple обычно охотно реагируют на жалобы пользователей. И надзорному ведомству было бы лучше не самостоятельно блокировать страницы, а пожаловаться администрации магазинов. В любом случае у людей, уже установивших соответствующие приложения, они сохранятся на смартфонах.
— Если закрыть ларек, где продается журнал, это не значит, что уже купленные в ларьке журналы перестанут открываться. Магазины приложений — только способ распространить их, а уже установленные приложения дальше работают со своими серверами. Приложение-книга, скорее всего, вообще ни с чем не работает и содержит книгу в себе, для работы ему, скорее всего, вообще не нужно интернет-соединение.
После того как Роскомнадзор внесет в черный список страницу магазина с конкретным приложением, у клиентов некоторых небольших региональных провайдеров может перестать открываться весь сайт интернет-магазина, так как они могут блокировать их лишь целиком. Согласно статистике надзорного ведомства «закрывать» отдельные страницы не могут порядка 30% провайдеров.
Владимир Зыков