Роспатент отклонил возражение американской компании Google на отказ в регистрации товарного знака специальной системы Google Orion, следует из опубликованного решения службы.
В середине апреля Роспатент отказал Google в регистрации товарного знака Google Orion. По мнению службы, он схож с уже зарегистрированными наименованиями, в частности, телеком-оператора из Сибирского федерального округа «Орион Телеком» и похожими по названию и изображениям знаками, принадлежащими производителю и поставщику оборудования для систем безопасности «Научно-внедренческому предприятию «Болид», агентству «Орион-недвижимость» и др.
В середине августа Google, не согласившись с решением Роспатента, подала возражение с просьбой его отменить и зарегистрировать товарный знак Google Orion. В компании аргументировали несогласие тем, что:
Роспатент не прислушался к этим аргументам. РБК направил запрос в Google.
Глава AVG Legal Алексей Гавришев говорит, что решение по данной заявке «выглядит оправданным», поскольку коллегия Роспатента обусловила его тем, что ранее в России уже были зарегистрированы компании, имеющие слово Orion в своем названии. «Конечно, политический подтекст сейчас не ищет только ленивый, но формально регистрация одного знака не может ущемлять других действующих правообладателей. Но исключать формальность отказа тоже нельзя», — указал Гавришев. Сравнительный анализ знака Google Orion и противопоставление ему товарных знаков других компаний позволил Роспатенту сделать вывод, что наиболее значимым элементом является «ORION/ОРИОН», при этом словосочетание Google и Orion не образуют устойчивого выражения и воспринимаются по отдельности, объясняет решение Роспатента юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Кристина Воженникова.
Патентный поверенный в агентстве «Бутенко и партнеры» Светлана Бутенко также считает, что решение принято «вполне в духе методологии Роспатента, согласно которой вхождение чужого товарного знака или сходного с ним обозначения в состав товарного знака несет в себе большие риски путаницы для потребителя». Но она оговорилась, что сходство не всегда приводит к смешению товарных знаков и что Роспатент «нередко походит к разрешению этих вопросов формально».
Бутенко и Воженникова отметили, что у Google есть три месяца, чтобы обжаловать решение в Суде по интеллектуальным правам. Ответчиком в этом случае будет Палата по патентным спорам — структурное подразделение Роспатента. «Хотелось бы верить, что Роспатент отказал в регистрации данного товарного знака, не ориентируясь на политическую ситуацию в стране», — добавила Воженникова. При этом Бутенко предположила, что суд учтет широкую известность слова Google и его высокую различительную способность. «Социологическое исследование в подобных спорах нередко используется заявителями как средство доказывания отсутствия смешения», — подытожила она.
Крупнейшие отечественные операторы связи не пользуются системой Google Orion, и их представители не стали оценивать шансы появления этой системы в России. В МТС сообщили, что такая система не установлена в их сетях, добавив, что в местах, где сигнал мобильной связи проникает плохо, абоненты могут воспользоваться услугой VoWiFi (Voice over Wi-Fi — технология, при которой абоненты могут совершать и принимать голосовые вызовы, а также отправлять сообщения через сети Wi-Fi).
Представитель «МегаФона» рассказал, что внедрение Google Orion и аналогичных систем в компании не рассматривалось. Вместо этого компания, по его словам, «развивает высокоскоростную мобильную сеть и федеральную сеть VoWiFi». Представитель «ВымпелКома» (работает под брендом «Билайн») отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Ростелеком».
Дарья Чебакова, Екатерина Ясакова