По данным исследовательской фирмы ACM-Consulting, к 30 сентября 2004 г. в России насчитывалось 59 040 000 пользователей услуг мобильной связи. Две другие аналитические фирмы — J’son & Partners и iKS-Consulting — в своих отчетах приводят еще большие величины абонентской базы российских сотовых операторов — 59 250 000 и 59 525 000 человек соответственно.
По статистике ACM-Consulting, за сентябрь 2004 г. российские сотовые операторы прибавили 3,4 млн абонентов (в предыдущем месяце — августе — совокупная абонбаза мобильных сетей России увеличилась на 3,1 млн человек). Вклад российских столиц в общую копилку оказался невелик: в Москве и Петербурге за сентябрь прибавилось 519 тыс. и 198 тыс. сотовых абонентов соответственно. Зато в регионах продолжается бурный рост рынка: за тот же месяц в них прибавилось 2,7 млн абонентов сотовых сетей, что составляет 79% всех сентябрьских подключений в стране. Ровно год назад — в сентябре 2003 г. — регионы обеспечивали 66% всех подключений, а общее количество новых абонентов тогда было почти вдвое меньше уровня сентября 2004 г. — 1,8 млн человек. Лидером новых подключений в сентябре 2004 г. стал «ВымпелКом»: на его долю пришелся 41% рынка. Это объясняется решением проблемы нехватки номерной емкости: в августе Мининформсвязи выделило компании номера в новом коде (906), и с сентября «ВымпелКом» начал их продажу практически во всех регионах действия сети. Сентябрьский прорыв позволил «ВымпелКому» вплотную приблизиться к лидеру рынка — «Мобильным ТелеСистема» (МТС): по состоянию на 30 сентября 2004 г., МТС контролирует 35% российского рынка сотовой связи, а «ВымпелКом» — 34%. На долю третьего участника российской «большой тройки» — ОАО «МегаФон» — приходится 19% рынка. Остальные игроки делят 12% рынка, при этом 7% из них приходится на долю второй тройки: «Уралсвязьинформ» (3% рынка), СМАРТС (2,7%) и «Сибирьтелеком» (1,3%).
Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский отмечает, что уровень проникновения сотовой связи в России больше не отражает реального количества человек, пользующихся этими услугами: многие абоненты имеют в кармане по две, а то и по три SIM-карты различных операторов, поэтому аналитические данные отражают «SIM-проникновение». По оценке Антона Погребинского, около 3% всех сотовых абонентов России (или около 1,7 млн человек) являются «двойниками»: они одновременно пользуются услугами двух операторов мобильной связи. Помимо них, существует множество абонентов, которые пользуются услугами лишь одной сети, но имеют «в загашнике» активные SIM-карты еще одного-двух операторов. Больше всего таких абонентов в Москве и Петербурге, где операторы наиболее часто проводят различные маркетинговые акции (в том числе и с бесплатной раздачей SIM-карт): Антон Погребинский оценивает их долю в 25%-30% от всех столичных абонентов (что означает 3,7-4,4 млн в Москве и 1,2-1,5 млн — в Петербурге).
Аналогичная ситуация наблюдается в самой «мобилизованной» стране Европы — Италии, где уровень проникновения сотовой связи в сентябре даже превысил 100%. При населении 58 млн человек количество итальянских сотовых абонентов составляет сейчас 58,6 млн человек. По данным итальянского подразделения корпорации Ericsson — Ericsson Telecomunicazioni S.p.A. — распределение абонентов среди четырех сотовых операторов Италии таково: Telecom Italia Mobile (TIM) обслуживает 26 млн пользователей, Vodafone Omnitel N.V. — 21,1 млн, Wind Telecomunicazioni S.p.A. — 10,2 млн и H3G S.p.A. — 1,3 млн. Данным Ericsson можно доверять: на его оборудовании построены сети TIM, Wind и H3G, а Vodafone Omnitel N.V. использует решения Ericsson для передачи сообщений. По итогам 2003 г., Италия заняла третье место в глобальных продажах Ericsson (7% общих продаж, или 1,075 млрд евро), уступив лишь США и Китаю (14% и 9% соответственно).
При этом все четыре итальянских сотовых оператора признают, что анонсируют именно количество проданных SIM-карт (которые не заблокированы), а не активных абонентов. «Если говорить о реальном количестве активных абонентов в Италии, то уровень проникновения вряд ли превышает 75%», — сказал репортеру ComNews.ru персональный ассистент президента H3G S.p.A. Алессандро Флорис. Он добавил, что ежемесячно около 20% итальянских сотовых абонентов меняют оператора, что создает возможности для вхождения на рынок новых игроков. H3G воспользовался именно этим, когда в марте 2003 г. вышел на рынок. Эта компания, на 88,7% принадлежащая гонконгскому конгломерату Hutchinson Whampoa, «с нуля» построила сеть третьего поколения (3G), которая сегодня охватывает 70% населения Италии. По мнению аналитиков банка ABN Amro, подавляющее большинство абонентов H3G имеют SIM-карты других итальянских сотовых компаний. Однако это не мешает компании получать значительные доходы: директор по маркетингу H3G Дина Равера проинформировала репортера ComNews.ru, что среднемесячный доход от одного абонента (ARPU) в ее компании превышает 40 евро. При этом, по данным ABN Amro, уровень ARPU у TIM составляет 28,4 евро в месяц, а у Vodafone Omnitel — 30,2 евро.
России с населением более 145 млн человек до 100%-ного «SIM-проникновения» еще далеко — пока этот показатель по стране составляет около 41% (40,7% по данным ACM-Consulting, 41% — iKS-Consulting, 41,1% — J’son & Partners). ACM-Consulting прогнозирует, что по итогам 2004 г. количество абонентов сотовой связи в России превысит 70 млн человек (точнее — SIM-карт). В октябре 2004 г. ACM-Consulting ожидает 3 млн новых подключений, в ноябре — 2,8 млн, а декабрьские продажи (традиционно подогреваемые новогодним ажиотажем и специальными маркетинговыми акциями) эта аналитическая фирма оценивает в 5,6 млн SIM-карт.