Онлайн-кинотеатры и сервисы видео по запросу (Video-on-Demand, VoD) пока имеют в России достаточно специфическую и ограниченную аудиторию. Спрос на них все еще является нишевым и оказывает незначительное влияние на развитие национального телерынка. К таким выводам пришла аналитическая компания iKS-Consulting, проанализировав итоги опроса, проведенного в октябре 2016 года (выборка более 2 тыс. человек; все федеральные округа).
Как выяснила iKS-Consulting, 22,1% опрошенных заявили, что никогда не смотрели платное телевидение, поскольку «не позиционируют кабельное телевидение платной услугой». Услугой VoD или онлайн-кинотеатрами пользовались 17% респондентов. В среднем они тратили на это около 400 руб. в месяц.
По мнению авторов исследования, в России «изначально исторически сложилась ситуация «дешевого платного ТВ». «Большинство считают, что кабельное ТВ или даже IPTV им предоставлено бесплатно, — объясняет представитель iKS-Consulting. — В среднем респонденты смотрели по фильму в неделю. При такой частоте речь идет о сумме примерно 1 тыс. руб. в месяц. По их мнению, это невыгодно, и пока больший вес имеют нелегальные ресурсы».
Большинство пользователей предпочитают смотреть видео бесплатно на ресурсах, которые работают по рекламной модели.
По словам генерального директора онлайн-кинотеатра TVzavr Марины Сурыгиной, процент платящих за VoD пользователей зависит от того, какое устройство они используют. «На десктопе, где процветает пиратство, менее 1% пользователей платят за видеоконтент; на мобильных устройствах и SmartTV — порядка 15–20%», — рассказала Сурыгина. Другой важный фактор — свежесть продукта. За легальный просмотр фильма, который только что вышел в кинопрокат, готовы заплатить 69,3% опрошенных, через неделю после выхода — 64,5%, через месяц — 46%.
Чуть лучше ситуация с продажей дополнительных пакетов операторами платного ТВ: 24% респондентов сказали, что приобретали их. Впрочем, один из участников рынка считает такой показатель сильно завышенным. «24% — это космическая цифра. В среднем процент проникновения в зависимости от тематики пакета не превышает 10%», — считает Елена Ячменникова, директор по развитию группы «Орион» (оператор спутникового ТВ).
Представитель компании «Эр-Телеком» (оказывает услуги платного ТВ и доступа в интернет под брендом «Дом.ru») Нино Донадзе отметила, что, как правило, абоненты выбирают из двух услуг — или тематические пакеты каналов, или VoD. По ее словам, эти сервисы направлены на разные группы пользователей. Тематические пакеты — это, по сути, привычное линейное ТВ, поэтому проникновение услуги является высоким. Платный VoD не так популярен, его можно подключить только через интерактивные ТВ-приставки. «В нашей сети тематические пакеты подключены у 25% клиентов цифрового ТВ, платный VoD — примерно у 5%, оба показателя растут быстрыми темпами. По нашим оценкам, в среднем по рынку эти цифры составляют 15–20 и 8–10% соответственно», — рассказала РБК Донадзе.
Всего по итогам 2016 года услугами платного телевидения пользовались 41,2 млн домохозяйств, что на 4,9% больше, чем в 2015 году, подсчитала iKS-Consulting. Но при этом темпы роста рынка снизились: по итогам 2015 года количество абонентов увеличилось на 5,5% год к году.
Объем рынка вырос на 8,7%, до 73,2 млрд руб. По итогам 2015 года прирост составлял 9,9%.
Оценки количества абонентов платного, сделанные ТВ iKS-Consulting, совпали с оценками другой аналитической компании — «ТМТ Консалтинг», но последняя оценила объем рынка несколько выше — в 73,7 млрд руб.
Крупнейшими российскими операторами платного ТВ по количеству абонентов, по данным iKS-Consulting, в 2016 году были Национальная спутниковая компания (бренд «Триколор ТВ», 29%), «Ростелеком» (23%), «ЭР-Телеком» (7%), «Орион-Экспресс» (7%) и МТС (7%). Они получили 53% доходов на этом рынке.
Анна Вовнякова