Форум проходит в основном на площадках выставочного комплекса «ЛенЭКСПО» с 30 сентября по 2 октября в рамках Российской инновационной недели – совместного проекта правительства Санкт-Петербурга и Российской корпорации нанотехнологий. В программу мероприятий РИН входит также XIII ежегодный Форум «Российский промышленник», проводящийся с ним на одной площадке, и II Международный форум по нанотехнологиям, который пройдёт в Москве с 6 по 8 октября (подробнее об организации форума – см. новость рубрики «Маркетинг» от 30 сентября 2009 г.).
Конгрессная программа первого дня РИН началась с официального открытия 5 основных выставок, приветственного слова губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и пленарного заседания «Инновация Россия. Миф или реальность». Ведущим заседания стал вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский. Перед участниками форума выступили президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Пётр Щедровицкий, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Белоруссии Игорь Войтов и директор «МТС Россия» Александр Поповский. Одним из важных затрагиваемых вопросов стала проблема взаимосвязи внедрения инновационных технологий и количества рабочих мест, которые, как принято считать, сокращаются при любой оптимизации производства. Выслушав мнения участников заседания из зала, Михаил Осеевский предложил каждому в зале ответить на вопрос – что важнее: сохранение рабочих мест или инновации? При этом 86 % проголосовавших с помощью специальных пультов выбрали инновации, 13 % – рабочие места. При этом из зала неоднократно высказывалась точка зрения, что внедрение инноваций вовсе не должно лишать сотрудников предприятий работы: их деятельность просто должна быть перенаправлена в другое русло, но при этом всегда можно задействовать людей в других направлениях и не увольнять. Как отметил во время обсуждения Михаил Осеевский, ключ к инновациям лежит в образовании: без хорошей образовательной системы, позволяющей подготовить грамотных специалистов, невозможно строить инновационную политику государства. Главным вопросом, обсуждаемым в конце пленарного заседания, стал вопрос, сформулированный в самом названии секции: «Инновационная Россия: миф или реальность?». Во время обсуждения различных вариантов ответа на этот вопрос участники заседания просмотрели видеоприветствие генерального директора Российской корпорации нанотехнологий Анатолия Чубайса, который планировал, но не смог присутствовать на дне открытия Российской инновационной недели. По итогам голосования 41 % опрошенных из зала считает Инновационную Россию мифом (при этом было высказано мнение, что это недостижимый идеал, к которому всё равно надо всегда стремиться) и 59 % уверены в том, что это реальность, причём уже существующая.
В этот же день прошло официальное открытие Академии открытых инфокоммуникационных технологий прямо на совместном стенде академии и компании Nokia, а также её образовательного проекта FRUCT (подробнее о нём – см. новость рубрики Nokia от 5 марта 2008 г.). На церемонии открытия присутствовал основатель академии, декан факультета информационных систем и защиты информации ГУАП Евгений Крук и Михаил Осеевский, которому и досталась честь перерезать символическую ленточку, повешенную на стенд. Академия ИКТ запускается при поддержке Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (подробнее об академии – см. новость рубрики «ИТ-обучение» от 26 августа 2009 г.). Кроме того, при академии создаётся бизнес-инкубатор, рассчитанный на создание компаний практически с «нуля», то есть только с идеи или технологии. Отличительной чертой этого нового бизнес-инкубатора является его ориентация только на ИТ. Резидентам инкубатора будет предоставляться площадка с оборудованием, а также оказываться всевозможная поддержка и проводиться специализированные тренинги. День официального открытия Академии ИКТ можно считать и днём открытия очередного петербургского бизнес-инкубатора.
Среди других бизнес-инкубаторов, представленных на выставке, – инкубатор технопарка «Ингрия» и Первый городской бизнес-инкубатор. На стенде «Ингрии» помимо общих консультаций проводились также мастер-классы и презентации самых успешных проектов, выращенных в бизнес-инкубаторе. Это проекты компаний ЗАО «Амирэко» и ООО «Мед-Байт 2». «Очень многие подходят и интересуются «Ингрией»: и самим технопарком, и бизнес-инкубатором. Подходят в том числе инновационные компании, которые заинтересованы в наших услугах», – прокомментировал представитель стенда «Ингрии». На стенде Первого городского бизнес-инкубатора были представлены 8 компаний, являющихся его резидентами. Как рассказала PR-менеджер Первого городского бизнес-инкубатора Юлия Асейкина, выставить свои компании на стенде предлагалось всем резидентам бизнес-инкубатора. «Очень интересуются нашим стендом потенциальные резиденты, спрашивающие об условиях в бизнес-инкубаторе, о том, как к нам попасть, и о том, подойдёт ли их проект для нас. Мы можем давать им только некоторую предварительную консультацию и посоветовать делать в бизнес-плане упор на инновации», – отметила г-жа Асейкина.
Помимо «Ингрии» на форуме были представлены стенды ещё двух крупных операторов технопарков в Санкт-Петербурге: стенд компании «Технополис», строящей технопарк в Пулково (подробнее об очередном этапе строительства – см. новость рубрики Technopolis от 28 августа 2009 г.), и стенд РосОЭЗ, занимающейся созданием особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, первая площадка которой «Нойдорф» в Стрельне будет готова уже к концу текущего года (см. материал рубрики «Технопарки» от 6 июля 2009 г.).
«На стенде ведётся достаточно активная работа, мы уже пообщались с компаниями, которые могут стать в дальнейшем нашими резидентами. Одна из компаний, которая занимается высокими технологиями, хотела арендовать у нас площади, но весь административно-деловой центр уже занят резидентами. Интересовалась и ещё одна компания, имеющая в основе инновационную идею, но занимающаяся пищевой промышленностью, что не относится к технико-внедренческой сфере. Поэтому такую компанию мы не можем принять. К сожалению, до сих пор никаких изменений в Федеральном законе № 116 не произошло, но мы надеемся, что в дальнейшем нам позволят работать и с серийным производством. А сегодня и в ближайшие дни проведения форума наша основная цель – приобрести контакты возможных резидентов на вторую площадку ОЭЗ «Новоорловская», – рассказал представитель стенда ОЭЗ.
«К стенду подходят очень разные люди. Здесь находится один из наших ведущих экспертов Микко Карела: у него люди консультируются по поводу своих идей. В целом появляется ощущение, что идей, достойных дальнейшего развития, много – нужен механизм, который позволит их реализовать», – прокомментировала директор по продажам и маркетингу «Технополис Санкт-Петербург» Елена Афиногенова.
Одним из мероприятий, посвящённых ИТ-тематике, стал круглый стол «Умная дорога: ИКТ и безопасность движения», на котором обсуждались методы улучшения эффективности дорожного движения и вопросы безопасности. Инициаторами проведения выступили Комитет по внешним связям Петербурга, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, группа финляндских советников при правительстве Петербурга АО «Эурофэктс». В круглом столе принимали участие представители властных структур и бизнеса. Мероприятие было организовано с целью международного обмена опытом с проекцией на осуществление совместных проектов в будущем.
После приветственных слов председателя Комитета по внешним связям Петербурга Александра Прохоренко и председателя правления АО «Еврофакты» Андерса Блума участники круглого стола перешли к обсуждению значения интеллектуальных систем в современном информационном обществе. Депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, член Группы по информационному обществу при Президенте РФ Илья Пономарев подчеркнул, что в первую очередь новейшие разработки направлены на повышение безопасности движения. Советник Министерства транспорта и связи Финляндии г-н Оорни рассказал собравшимся об интеллектуальных системах, применяющихся в дорожном движении в Финляндии, среди которых получило наибольшее распространение информационное сопровождение пешеходов и водителей. Докладчик вспомнил опыт применения систем взаимодействия транспортных средств в разработках таких европейских концернов, как Volvo, Scania, BMW. Его доклад дополнили и прокомментировали представители российского Минтранса и директор Института безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Павел Кравченко. О важности зарубежного опыта для России сказал в своем выступлении заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Иван Бурлаков. «Без эффективного взаимодействия между представителями государств возникают проблемы создания международных транспортных коридоров. Но мы понимаем это и будем работать в этом направлении. Сотрудничество с Финляндией будет этому способствовать», – заявил г-н Бурлаков, выполняющий функции модератора круглого стола.
О комплексном контроле и организации дорожного движения в Финляндии рассказал присутствующим председатель правления «ИКТ Финланд» Кари Салминен. Он отметил, что важнейшей целью развития интеллектуального дорожного движения является увеличение безопасности и комфорта передвижения. «Растущие объемы движения порождают необходимость значительно повышать безопасность на дорогах. Также важной проблемой является защита окружающей среды от транспорта как источника все возрастающей нагрузки. В связи с этим мы ужесточаем целевые показатели по углекислому газу и мелким частицам», – сказал г-н Салминен. И объяснил, что в Финляндии эти вопросы решаются посредством директив, следование которым невозможно без использования новых информационных технологий. В комментариях к выступлению финского коллеги начальник отдела развития информатизации транспортного комплекса Департамента программ развития Александр Бахарев предпринял попытку обозначить, какие зарубежные разработки могут применяться в России. Концепция формирования электронного правительства и информационного общества сегодня приобретает все большую популярность в российском обществе. Г-н Бахарев отметил, что отечественная законодательная база требует укрепления и развития, но уже сегодня приняты важнейшие положения о транспортной деятельности на дорогах и о навигационной деятельности, в том числе для общественного транспорта. По его словам, утверждена программа развития транспортной сферы до 2015 года. В конце выступления докладчик отметил, что Россия «идет в ногу» с европейскими странами и упомянул Конгресс по интеллектуальным транспортным системам, который прошел в Стокгольме с 21 по 25 сентября 2009 года. В рамках национальной платформы предполагается системное развитие рынка ИТС в России и структурное взаимодействие с аналогичными международными ассоциациями: «TS-Europe (ERTICO), ITS-America, ITS-Japan и другими. Целью такого сотрудничества является объединение всех видов транспорта в рамках единого информационного поля. Это особенно актуально для Российской Федерации, имеющей большую территорию, где эксплуатируются все современные виды транспорта.
Председатель правления «ИКТ Финланд» Кари Салминен прокомментировал: «После Конгресса в Швеции мы надеемся теснее сотрудничать с ИКТ России. Мы нацелены на развитие глобального сотрудничества». Между тем Администрация Петербурга и «ИТС Финланд» уже заключили положение о сотрудничестве, в рамках которого предполагается изучение потребности в интеллектуальном движении в Петербурге, разработать возможные варианты повышения эффективности транспорта и стратегию внедрения новых технологий. Г-н Салминен даже предложил создать «ИТС Петербург», обосновав необходимость этого такими факторами, как большая площадь и плотность населения города. Докладчик представлял на круглом столе финский филиал ассоциации ITS, которая имеет отделения во многих странах Европы. Основной ее задачей, над которой работают шестьдесят сотрудников, представляющих сферы власти, бизнеса и науки, г-н Салминен назвал создание интегрированных систем транспортной информации, организацию «умного» движения с помощью информационных систем. Услуги индивидуальной навигации, путевая информация, охватывающая все виды транспорта, развитие доверительного, мобильного и экономически выгодного для пассажиров общественного транспорта, система оплаты и спутниковая связь. «Имея доступ через глобальную спутниковую систему к транспортной сфере, можно легко проследить, кто, где и с каким грузом движется. Таким образом, возможно выполнение двух важнейших задач: контроль и регулирование транспортного потока», – убежден г-н Салминен.
Интеллектуальные транспортные системы и услуги применимы не только к дорожному движению, но также и к авиа-, морскому и железнодорожному транспорту. Системы логистики управления товарооборотом также являются важнейшим компонентом новой концепции транспорта. «Не нужно постоянно стремиться развивать новые направления, надо уметь компетентно применять уже существующие разработки. Важность имеют три компонента: технология, умение применять ее и мотивация. Инновации такого рода способствуют улучшению экологии и условий жизни людей в целом. Но в первую очередь надо менять поведенческую установку», – подчеркнул председатель правления «ИКТ Финланд». Об этом заявил и ведущий научный сотрудник Института безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Анатолий Плотников. Докладчик подчеркнул, что для эффективной работы таких методов необходимо, чтобы водители были осведомлены о существующих возможностях. Г-н Плотников в своем комментарии отметил разницу в менталитетах российских и финских граждан: «Человек в России, который каждый день ездит по одному и тому же маршруту, не смотрит на знаки, и изменения для него могут быть неожиданностью. Тогда как за границей люди более мобильны, они быстро адаптируются к переменам на привычном маршруте».
Директор по развитию АО «Дестия» (Дорожное ведомство Финляндии) Юхани Кивикангас рассказал о новых решениях его компании в области информационных технологий. АО «Дестия» занимается планированием, конструированием и содержанием транспортных и промышленных объектов, а также технологий информирования в сфере транспорта. Основной целью деятельности компании является увеличение эффективности дорожного движения. В качестве средств, используемых для достижения этой цели, г-н Кивикангас перечислил изменение скоростных режимов, информирование водителей об изменениях дорожной обстановки, погодных условиях, альтернативных маршрутах посредством навигатора, мобильного телефона, Интернета, системы ухода за дорожным покрытием. Эти меры позволяют участникам дорожного движения выбрать оптимальный режим перемещения. Докладчик подробно осветил принципы работы системы Anti-Ice System. Её устанавливают на «сложных» участках: мосты, тоннели, трассы движения грузового транспорта. Датчики, вмонтированные в дорогу, регулируют степень оледенения, выделяя антифризную жидкость. Это вещество не токсично и может быть использовано даже там, где присутствуют подземные воды. Эта разработка вызвала большой интерес не только присутствующих на круглом столе, но и, по словам г-на Кивикангаса, всего международного сообщества. Важнейшим пунктом налаживания информационно-коммуникационных технологий является сбор и распространение информации о транспортных условиях, о возможности продвижения новых идей и существующих проблемах в этой сфере. В АО «Дестия» такие сведения получают из различных источников, от показаний, пересылаемых сенсорными датчиками, до информации, предоставляемой непосредственными участниками дорожного движения. Г-н Кивикангас кратко рассказал о проекте компании Intelligent Road, рассчитанном на ближайшие тридцать лет. «Умная» дорога будет сама решать задачи, связанные с освещением, размораживанием льда зимой и охлаждением покрытия летом, контролем за уровнем загрязнения окружающей среды и даже ремонтом», – подчеркнул Юхани Кивикангас.
Заместитель председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Андрей Левакин рассказал о том, какие улучшения в транспортной системе Петербурга планируется осуществить к 2015 году. Это постройка транспортных развязок, реконструкция «сложных» перекрестков, полностью автоматическая система управления светофорными режимами, использование жидких реагентов вместо соли, песка. Важнейшим направлением является внедрение автоматических систем управления транспортным потоком: там, где невозможно установить мониторы или табло (например, в центре города), возможно использование западного опыта информирования водителей через Интернет, навигаторы или мобильные телефоны. Г-н Левакин отметил улучшение качества дорожного покрытия за последние десять лет и подчеркнул, что нужно уделять больше внимания не постройке новых дорог, а грамотному управлению уже существующими.
«Хорошая дорога требует и хороших транспортных средств, и хорошего обслуживания», – заметил заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Иван Бурлаков. Заместитель генерального директора компании Neste Юрке Алтонен рассказал собравшимся об «умных» заправочных станциях. Широко применяемые в Финляндии, они высоко ценятся специалистами как безопасные и экологические центры. Также компания оказывает услуги по автоматической разгрузке машин, где применяются передовые технологии.
В качестве примера хорошего обслуживания выступил концерн «А-Катсастус», который оказывает услуги по технологическому осмотру, регистрации и диагностике транспортных средств, а также сдаче водительских экзаменов. Компания существует более 100 лет и, являясь на сегодняшний день членом CITA (Международного комитета по техническому осмотру транспортных средств), производит 3 млн плановых осмотров в год. Информационные технологии также являются сферой интересов «А-Катсастус». Обнаруженные при проведении техосмотра неисправности вводятся в информационную систему с помощью специального беспроводного радиоустройства. В информационной системе компании можно получить различные сведения об операциях и неисправностях. Показания измерительного оборудования передаются с измерительных приборов в информационную систему автоматически.
Модераторы не забыли и о человеческом факторе. «В дорожном движении есть три элемента: автомобиль, дорога и человек. Все три должны быть безопасны», – отметли участники мероприятия. Представитель дорожной инспекции Финляндии высказал предположение, что «умный» автомобиль не должен заводиться, если водитель пьян или не пристегнут ремнем безопасности, и остановиться, если водитель превысил скорость. «Ведь человек, нарушающий правила дорожного движения, рискует не только своей жизнью, но и жизнями других. Увеличение безопасности – наша приоритетная задача на сегодня», – подытожил выступающий. Участники дискуссии отметили важность прошедшего круглого стола и высказались за то, чтобы в следующем году провести более узкоспециальный двусторонний форум, который совместит пленарные заседания с выступлениями специалистов по секциям.
Параллельно прошла секция, посвящённая перспективам развития региональных инновационных кластеров, модераторами которой стали первый заместитель председателя КЭРППиТ СПб Сергей Фивейский и замдиректора департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ Артём Шадрин. Представители различных отраслевых кластеров рассказали об успехах и особенностях развития сотрудничества в своих направлениях. Среди выступавших: президент РУССОФТ Валентин Макаров и генеральный директор ЗАО «Ленполиграфмаш» Кирилл Соловейчик, являющийся председателем правления Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club (из последних мероприятий клуба – см. новость рубрики SPb CIO Club от 30 сентября 2009 г.). Ведущий круглого стола постарался акцентировать внимание выступающих на своей просьбе приводить конкретные примеры результатов регионального кластерного взаимодействия в их отраслях, с чем докладчики в конце концов сумели справиться. Как отметил Сергей Фивейский, для петербургских предприятий вопрос кластерного развития является практическим: уже в течение нескольких лет некоторые компании позиционируют себя как кластерные образования.
«С одной стороны, мы увидели выступления представителей ведущих петербургских кластеров, которые имеют опыт достижения некоего синергетического эффекта от совместной работы. С другой – услышали мнения экспертов о возможных направлениях политики господдержки этого направления», – рассказал Артём Шадрин.
Завершил первый день Инновационного форума круглый стол «Рынок инноваций и инвестиций ММВБ – финансовая инфраструктура инновационной экономики России». В нем приняли участие представители группы ММВБ и корпорации «Роснано», Института стволовых клеток человека и частных фондов. Площадка мероприятия была выбрана для подписания соглашения о сотрудничестве между двумя ведущими структурами – «Роснано» и ММВБ.
Российская корпорация нанотехнологий («Роснано») – российская государственная корпорация, учрежденная в 2007 году для развития нанотехнологий. К концу 2008 года наблюдательным советом корпорации одобрено шесть инвестиционных проектов из более восьмиста обращений о финансировании проектов на общую сумму более чем 300 млрд рублей.
Московская межбанковская валютная биржа – одна из крупнейших универсальных бирж России, стран СНГ и Восточной Европы – была открыта в 1992 году. На сегодняшний день является ведущей российской фондовой биржей, на которой ежедневно идут торги по акциям и корпоративным облигациям около 600 российских эмитентов с общей капитализацией почти 24 трлн рублей. В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят около 650 организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых являются более 490 тысяч инвесторов. На данный момент ММВБ готовят пять компаний, которые выйдут на рынок инновационных технологий.
Вице-президент группы ММВБ Евгений Эллинский начал заседание с обсуждения проблемы инвестирования в инновационные отрасли. Докладчик отметил, что на сегодняшний день не существует законченной технологической цепочки инвестирования, так как отсутствует достаточная законодательная база и уровень инвестиционной грамотности предпринимателей достаточно низок. При этом отсутствие одного компонента цепочки не позволяет реализовать всю систему. Для решения этой проблемы группой ММВБ и корпорацией «Роснано» был создан Рынок инвестиций и инноваций (РИИ). Его структура включает несколько секторов: ИРК1 – для зрелых компаний; ИРК2 – для развивающихся и недавно появившихся на рынке; сектор для непубличных компаний. Новый биржевой сектор призван содействовать привлечению инвестиций, прежде всего, в компании малой и средней капитализации, компании инновационного сектора российской экономики. По словам г-на Эллинского, создана «биржа при бирже», которая помогает молодым фирмам получать листинг. Новые игроки получают облегченный доступ на рынок, льготы, но при этом выполняют некоторые обязательства, снижающие риск инвесторов. В роли инвесторов выступают фонды прямых и венчурных инвестиций, квалифицированные частные компании, хеджевые фонды, государственные фонды и страховые компании. При помощи таких инструментов, как двойной аукцион, площадки частных размещений, информационный board, молодые компании привлекают инвесторов.
«У рынка должна быть возможность доносить чаяния до государства с целью сформировать благоприятную среду для инвестиций. С этой целью был создан комитет «Роснано», который возглавил генеральный директор ГК «Роснано» Анатолий Чубайс, – механизм отбора инвестиционных проектов», – заявил руководитель территориального управления по Санкт-Петербургу Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Михайлов.
Исполнительный директор НПП «Лазерные системы» Алексей Борейшо подчеркнул значение инвестиций в любую рыночную деятельность. Проект, над которым сейчас работает НПП «Лазерные системы», связан с производством экономических зданий на территории новой особой экономической зоны. Чтобы перейти непосредственно к строительству, нужны инвестиции.
Представитель «Роснано» Елена Семякина подтвердила, что невозможно создать инфраструктуру инновационных технологий без такой площадки, как РИИ. «Есть интересные проекты, которые не дотягивают до инвестиций «Роснано» по мандатам. Но уже есть компании, которые готовы вкладывать деньги, чтобы в перспективе стать соинвестором «Роснано».
По мнению участников конференции, сегодня, когда кризис удешевил процессы производства, созданы благоприятные условия для выхода на новые рынки и выпуска новой продукции. «Благодаря существованию РИИ компании, состоявшиеся на рынке и прошедшие кризис, сегодня получают возможность обзавестись источником инвестиций для своего портфеля проектов», – подчеркнул г-н Михайлов. РИИ предоставляет возможность для вывода на биржу акций новых эмитентов. Это подтвердили примером своей компании и представители Института стволовых клеток человека (ИСКЧ) Максим Дрёмин и Артём Орлов, которые объявили об открытии лаборатории инновационных методов в 2010 году, отметили стратегию Института на поглощение компаний с перспективными работниками, патентами и вывод продуктов ИСКЧ на новые рынки. Представители ИСКЧ рассказали о начале бизнеса, которого не существовало ранее в России. «Фармакология на основе стволовых клеток – это прорыв, потому как химия в медицине исчерпала свой ресурс». Сегодня в структуру ИСКЧ входят: сам институт, авторитетный научно-исследовательский журнал «Клеточная трансплантология и тканевая инженерия», лаборатория клеточных технологий, которая занимается разработкой лекарственных препаратов, банк пуповинной крови.
На сегодняшний день появились и новые типы инвесторов. Заместитель генерального директора ММВБ Геннадий Марголит рассказал присутствующим о размерах инвестиций и отметил, что, по сравнению со страховыми фондами, они меньше. Но сегодня на рынке присутствуют все категории инвесторов, включая частников, так называемых рублёвских миллионеров. На вопрос о том, насколько рискованно инвесторам вкладывать деньги в молодые компании, ответил г-н Эллинский: «Путь от «кота в мешке» до «прозрачной» компании долог. Проект ММВБ позволяет ускорить этот процесс: инфраструктура корпорации позволяет осуществлять более длительное сотрудничество, которое приведет к выходу новой компании на биржу». Прозрачность, ресурсы, ликвидность компании и квалифицированные работники – те критерии, по мнению представителей ММВБ, которые необходимо представить публично, чтобы сделать проект привлекательным. Ответ вице-президента группы ММВБ дополнил г-н Марголис: «Если мы ограничимся искушенными игроками рынка, то получим систему, которая не позволит инвестировать в новые компании. А они более интересны и с точки зрения перспектив развития. Государство также заинтересовано, чтобы деньги шли в наименее защищенные сектора экономики».
Президент «Руссофт» Валентин Макаров
«Выставка оставляет приятные впечатления. Я участвовал в первом подобном мероприятии около 10 лет назад и могу увидеть, какой путь прошла наша страна за это время. Для меня важной будет завтрашняя конференция стран BRIC, потому что там будут затронуты очень актуальные для нас проблемы. Например, зависимость уровня науки и техники в нашей стране от взаимодействия с зарубежными компаниями. Я говорю в том числе о тех организациях, которые раньше представляли собой офшорные компании, но сейчас находятся на достаточно высоком уровне и являются даже мировыми лидерами. Наше правительство не вполне понимает это сейчас и думает о том, что поддерживать надо только российские компании», – прокомментировал президент «Руссофт» Валентин Макаров.
«Очень впечатляющая выставка. Много интересных стендов, огромное число продуктов, я был поражён таким количеством представленных организаций. Пришло очень много посетителей», – поделился впечатлениями директор бизнес-инкубатора «Ингрия» Илья Толстов.