Модератором мероприятия была Марина Сухих, директор департамента внешних коммуникаций «Ростелеком – Северо-Запад». Она представила спикеров. Ими были Алексей Басов, вице-президент ОАО «Ростелеком»; Максим Хромов, генеральный директор компании «Спутник» и Михаил Козлов, директор по продуктам компании «Спутник».
Межрегиональная видео-конференция «Ростелеком», посвященная запуску нового поискового сервиса «Спутник»
Алексей Басов провел презентацию системы «Спутник» и рассказал о концепции самой платформы. Он обратил внимание на то, что с развитием интернета его осваивают все более и более широкие слои населения. Тем не менее, на настоящий момент 37% россиян практически не используют интернет в жизни. Дальнейший рост пользователей сети будет осуществляться именно за их счет. Для этой части населения, по мнению Басова, наиболее важна будет утилитарная составляющая интернета. В том числе поиск информации по жизненно необходимым потребностям. Например, поиск ближайшей к дому аптеки или информации по заказу той или иной госуслуги. Басов отметил, что в настоящее время усредненный сценарий использования интернета постепенно смещается от поиска развлечений к решению утилитарных и прагматичных задач. «Именно здесь мы и увидели возможность для создания ресурса, решающего подобные задачи», – отметил он. «В рамках этой концепции сегодня мы объявили о начале тестирования бета-версии «Спутника». «Спутник» – это ресурсно-сервисная платформа для доступа к информационным ресурсам. Это портал, который не будет развлекать и эксплуатировать потребительский спрос пользователей. Мы хотим, чтобы он помогал решать людям свои повседневные, зачастую оффлайновые задачи. Мы хотим, чтобы посредством этого сервиса людям было проще взаимодействовать с государством и социальными институтами».
Алексей Басов, вице-президент ОАО «Ростелеком»
Идея сервиса зародилась в команде энтузиастов еще в начале 2000-х годов. Молодая команда разработчиков работала над созданием поиска для энциклопедических сервисов, затем создала компанию «КМ Медиа». В 2010, когда «Ростелеком» начал искать плацдарм точек своего присутствия в интернете и создания онлайн канала для взаимодействия с потребителями, интересы компаний пересеклись. В 2011 «Ростелеком» купил «КМ Медиа», и следующие два года коллеги из этой компании выполняли ряд работ для «Ростелекома» в сфере разработки поисковых технологий. В 2013 «Ростелеком» сформулировал концепцию долгосрочного развития, которая предполагает доминирование в сфере ШПД, усиление позиций в сфере доставки тяжелого контента, наращивание присутствия в сфере онлайн бизнеса. Именно там «Ростелеком» увидел «Спутник» как ключевой элемент в этой части своей стратегии.
«Ростелеком» планирует, что сервис «Спутник» станет востребованным порталом, который будет использоваться компанией как еще один мощный канал взаимодействия с потребителем и канал дистрибуции продуктов и сервисов.
В основе комплекса сервисов «Спутника» лежат поисковые технологии. Основные направления работы платформы следующие:
- Решение повседневных задач, связанных с обычными пользовательскими сценариями.
- Информационные сервисы. Приоритет делается на гарантировано достоверные, официальные верные, объективные источники информации.
- Помощь пользователю по взаимодействию с государством и социальными институтами.
Скриншот сервиса
«В презентуемой сегодня бета-версии заложены направления развития проектов, которые я обозначил. Мы в самом начале пути и впереди нас ждет большая работа. В ближайших планах расширение продуктов компании», – завершил свое выступление Алексей Басов.
Далее о презентуемом продукте продолжил рассказывать Михаил Козлов: «Если говорить об информационной среде, то основные наши сервисы – это телепрограмма (порядка 40 телеканалов в онлайн, а всего 920 каналов, включая кабельное и спутниковое телевидение), новости и погода. В повседневных задачах мы, прежде всего, выделили поиск по лекарствам. Сейчас у нас около 2000 аптек в 55 городах России. В Петербурге пока список совсем небольшой. Над увеличением этой базы мы очень активно работаем». Кроме этого, в сервисе реализован поиск по заправкам на всей территории России. Пользователь может найти ближайшую к нему заправку по значимым для него параметрам.
Михаил Козлов, директор по продуктам компании «Спутник»
«В сервисе госуслуг мы уделяем внимание контенту, который будет актуален и единственно верен на данный момент. Например, это поиск информации по правильному оформлению материнского капитала или больничного листа, ответ на вопрос как восстановить водительские права и так далее. Кроме того, в рамках функционала «Спутника» разработан проект «Удобная Россия», который посвящен ответам на важные, социально значимые вопросы. Не смотря на то, что наш сервис интегрирован с порталом «Государственных услуг», мы не стремимся его подменить», – сказал Козлов.
Еще один сервис «Спутника» – раздел информации о муниципальных службах, связанных с домом. Если ввести в поисковую строку адрес, то вы получите виджет, в котором будет отображено индекс, ближайшее метро, список компаний которые обслуживают этот дом, и организации поблизости (управляющая компания, поликлиники), список участковых. База этого сервиса будет постоянно пополнятся.
Скриншот сервиса «Удобная Россия»
Несмотря на то, что одной из функций «Спутника» является исключение таких негативных явлений как пропаганда наркотиков, экстремизм, порнография и так далее, главная задача сервиса – это не фильтрация контента, а обеспечение приоритетности достоверных и авторитетных источников информации.
«Спутник – не является конкурентом существующим универсальным поисковым системам. Наша задача – помочь людям решать свои повседневные проблемы эффективнее и проще, чем это можно сделать с помощью классических интернет-сервисов. Мы верим, что в сознании потребителя есть место для нескольких аналогичных сервисов. Наша задача не конкурировать с существующими игроками, мы просто хотим быть лучшими в своей нише» – в заключении сказал Алексей Басов.