Тема избитая и спорная: «Должен ли CIO бежать впереди паровоза?». Впервые этот вопрос возник под впечатлением от сногсшибательных презентаций и выступлений вендоров и экспертов на III ИТ-конгрессе «Родниковый край» в Ижевске. Отсутствие ответа не давало мне покоя весь год. Я поднимал вопрос при каждом удобном случае в среде коллег и университетских товарищей. К слову, большинство из нас уже стало «админами-переростками», как заметил один бывалый CIO. Ответ на этот вопрос очень быстро дал понять отношение людей к рабочему процессу. Как лакмусовая бумажка он разделил нас на тех, кто генерирует идеи, и тех, кто получает зарплату. И как это обычно бывает, не найдя единодушного ответа среди ближайших коллег, я обратился к старшим товарищам из SPb CIO Club Юрию Шойдину и Виктору Насобину, благо «Родниковый край» – всероссийский конгресс, и члены клубов других городов не забывают принимать в нем участие.
Изначально вопрос звучал иначе: речь в нем шла о начальнике ИТ-отдела. После долгих дискуссий старшие товарищи из CIO-клуба разумно заметили, что в этом и есть различия между начальником отдела ИТ и CIO: один поддерживает информационное пространство и инфраструктуру, другой ищет инструменты в области ИТ и адаптирует инфраструктуру под современные задачи бизнеса.
Но вот здесь возникает и другой вопрос: «Кто определяет необходимость этих самых адаптаций и размер, масштаб инструментов?» Ведь если это сам CIO, то, как справедливо отметил Олег Вайнберг в своей статье, задача эта «очень опасная, поскольку со 100%-й вероятностью загоняет руководителя в треугольник «спасатель-агрессор-жертва», выйти из которого очень трудно». А если это владелец бизнеса, то CIO вроде как и не CIO уже, а так... начальник ИТ-отдела.
Я для себя ответ нашел пока только компромиссный – «не всем организациям нужен CIO» или, если следовать современным трендам, «не все организации понимают, что им нужен CIO».
Отсюда и финальный вопрос: «Что делать CIO (или начальнику отдела ИТ, который себя возомнил таковым) в ситуации, когда руководство компании рассматривает ИТ как аналог сантехники. Дескать, информация по проводам передается, и Интернет с электронной почтой работают – значит, всё у нас с ИТ в порядке. Знания психологии подсказывают: «глупого обмани – с умным договорись». Здравый смысл советует: «исполняй требования, предъявляемые работодателем». А амбиции настойчиво тянут «туда, где тебя оценят и поймут».
Приемлемо ли профессионалу отказаться от модернизации системы, необходимость которой он так явно наблюдает, или же всё это позиция юнца, который не владеет достаточными навыками убеждения и подачи материала? Да и стоит ли тратить время на доказывание очевидных потребностей или же целесообразнее потратить его на развитие своей профессиональной компетенции, но уже в другой компании?
Александр Фридман в книге «Вы или Вас», которую все те же старшие товарищи рекомендовали мне к прочтению ещё в 2011 году и необходимость в прочтении которой я ощутил лишь недавно, проводит аналогию между компанией и автомобилем. Думаю, такая аналогия будет многим понятна. Я попытался найти ИТ в этой самой аналогии: ИТ – это топливная система или система зажигания? И стоит ли заливать высококачественный бензин и использовать присадки, если момент зажигания выставлен не верно, КПП попадает через раз, сцепление буксует, а двигатель пора отправить на «капиталку»...
А самое главное, останетесь ли вы убеждены в здравом уме того владельца, который решит вложиться в приведение данного агрегата в приличное состояние, тем более если использует он его для поездок до работы и обратно?..
Вопросы эти в новом свете заиграли для меня после статьи Олега Вайнберга «Мужество принятия решений», ведь если мы отказываемся от выбора – мы делаем выбор в пользу подчинения. В преддверии V Конгресса «Родниковый край» и III Евразийского CIO Конгресса «Российские просторы» хочется услышать мнения тех, кто этот выбор уже сделал, ну и, конечно, обзавестись различными точками зрений для дальнейшего очного обсуждения на мероприятиях.
На прошлогоднем конгрессе «Белые ночи», проводимом SPb CIO Club, при подведении итогов мероприятия было высказано мнение о том, что ИТ-инфраструктура становится в один ряд с водопроводом и сантехникой. Благодаря готовым решениям появляется возможность модульной сборки всей инфраструктуры и её наполнения с последующей несложной заменой выходящих из строя модулей. Неприятно осознавать, что, выбрав для себя профессию современную и требующую интеллектуального подхода, в глазах окружающих ты постепенно становишься водопроводчиком.
Очень хочется понять – является ли эволюция из ИТ-руководителя в CIO естественным ростом в профессиональной сфере или же это лишь вопрос личного отношения к своей работе.