Подробнее о VII Международном конгрессе ИТ-директоров «Белые ночи», который был организован SPb CIO Club и прошел в Петербурге с 1 по 3 июня 2012 года, можно узнать, например, здесь, – прим. ред.
На конгресс я ехал с ожиданием того, что мнения присутствующих будут очень сильно расходиться с моими. Но получилось не совсем так. Мои мысли оказались схожи с трендовыми, и я понял, что являюсь таким же игроком рынка, как московские и петербургские ИТ-руководители. Очень порадовало, что на конгрессе не было ощущения оторванности в стиле «есть Москва и есть остальная Россия, которая вообще не попадает в тренд». Замечу, что в принципе, регионам нелегко попасть в тренд, находясь далеко от центров развития, но при желании и наличии специализированных площадок, подобных этому конгрессу, мы можем приблизиться к актуальным тенденциям. Именно на таких деловых мероприятиях у региональных руководителей есть возможность сверить свои векторы развития с общемировыми и понять, в правильном ли направлении происходит развитие.
Начальник отдела САПР ижевской компании ПКИ «Промпроект» Алексей Колегов
Мне понравились выступления, которые касались развития информационных технологий и возможного будущего данной отрасли. Хочу обозначить некоторые моменты, которые мешают работе, развитию и продвижению информационных технологий в регионах. Основная проблема продвижения ИТ как сервиса – отсутствие развитой инфраструктуры. Мы можем говорить о таком сервисе, как электронное правительство, о том, как это хорошо и удобно, но на уровне отдельного муниципалитета этот сервис будет работать из рук вон плохо, поскольку отсутствует необходимая инфраструктура. Часто в контексте этой проблемы ИТ начинает рассматриваться как затратная составляющая, а не как развивающая сила бизнеса. В связи с этим мне понравилось высказанное на конгрессе мнение о том, что ИТ-директор – это директор по развитию. Я согласен с такой идеей и считаю, что ИТ является движущей силой развития бизнеса, и именно ИТ-директор должен предлагать бизнесу направления, в которых целесообразно развиваться, ориентируясь в первую очередь на ИТ.
Эту мысль подтвердил доклад о системе WISLA, которая призвана облегчить подход к аппаратным решениям как к более удобному для употребления продукту, т. е. отсутствует необходимость в принятии на работу исключительно технического специалиста. Это решение не единственное, и заметна тенденция к активному развитию и внедрению подобных технологий, позволяющих небольшим компаниям со штатом до 20 человек отказаться от ИТ-подразделений. Пока что эти решения активно внедряются только в больших городах, но и в регионах уже начинает крепнуть мысль о том, что ИТ не может быть движущей силой бизнеса. Пока что это только мысль, и решений вроде WISLA еще никто не внедрял, но я думаю, что этот день скоро наступит.
Но при наступлении момента, когда все придут к осознанию необходимости внедрения новых технологий, возникнет несколько проблем, которые серьезно застопорят процесс внедрения нововведений. Первая и основная – вопрос финансирования. Позволить себе нововведения смогут только те предприятия, где есть большие деньги, то есть государственные компании либо представители частного бизнеса из западного сектора. Последние присутствуют только в крупных региональных центрах вроде Екатеринбурга и Новосибирска. Но когда мы говорим о государственных структурах, где вроде бы есть большие бюджеты, мы сталкиваемся со следующей проблемой – недоверием. Это связано с тем, что сейчас в ИТ-сфере работают молодые специалисты в возрасте 25 – 27 лет, которых становится все больше. Из-за невозможности адекватно работать в регионах молодые специалисты массово мигрируют в Москву и Санкт-Петербург, в результате чего в покинутых ими областях начинается кадровый голод и, как следствие, невозможность реализации интересных проектов.
Если же обе эти проблемы были успешно решены, то мы сталкиваемся с третьей – отсутствием делегирования полномочий. Например, ИТ-специалисту, даже не ИТ-директору, а обычному системному администратору дают задание ввести некую новую технологию. При этом он должен сказать, что нужно купить, сколько это будет стоить и что нужно для внедрения. То есть по факту на него делегирована ответственность генерального директора, но полномочий генерального директора у администратора нет. Есть еще один вариант данной ситуации: ИТ-директору готовы дать полномочия, но он этого не хочет или не может с ними справиться. Второй вариант чаще наблюдается в регионах, когда ИТ-директор хочет быстро разобраться с нововведениями и затем снова вернуться к своей повседневной деятельности по «удержанию позиций».
Алексей Колегов стал участником VII Международного конгресса ИТ-директоров «Белые ночи», организованного SPB CIO Club
Отдельная проблема – образование ИТ-специалистов в регионах. Прежде всего, необходимо отметить, что сейчас значительно сокращается срок жизни технологий – он в среднем составляет 2 – 5 лет. Поэтому учить людей работе и созданию новых технологий сложно, т. к. уже за время подготовки нового специалиста то, чему его учат, успевает устареть. Поэтому начинающему ИТ-специалисту нужно постоянно где-то работать, его обучение невозможно без участия в реальных проектах. Это не обязательно должно быть чистое ИТ, это может быть управление ИТ или менеджмент проектов, но это должно быть, т. к. академических знаний в сфере ИТ не хватает. Также студентам, изучающим ИТ на 3 – 4-м курсах, по моему мнению, необходимо читать не только учебники, но и профессиональную прессу, которая бы показывала им развитие ИТ и сообщала о новых технологиях и опыте их внедрения. Уверен, необходимо привлекать к процессу обучения работающих в сфере ИТ профессионалов. Мне повезло получать образование именно у таких профессионалов, которые читали нам отдельные курсы, и это дало нам реальные, практические знания, а не пустую философию и ничем не подкрепленную теорию.
Озвученные проблемы существенно затрудняют развитие информационных технологий на региональном уровне, а развитая ИТ-отрасль в регионах – залог быстрой и успешной модернизации.