Итак, перед вами встала задача организовать с нуля ИТ-подразделение в компании, где вы работаете. С чего начать? Опишу набор рекомендаций, выработанных в ходе своей деятельности. Отмечу, что в моей практике были различные варианты создания подразделения информационных технологий.
Впервые это выглядело так. Офисы компании располагались на нескольких географически разделенных площадках. В каждом имелся свой ИТ-специалист. Так как часто случались ситуации, затрагивающие все офисы, необходимо было выделить «основного» ИТ-специалиста, который бы курировал всех остальных. Роль «основного» пала на меня. Далее бизнес видоизменялся и масштабировался, рос и штат ИТ-сотрудников. Таким образом, возникла необходимость создания подразделения ИТ. Сначала это был отдел, обеспечивающий деятельность нескольких площадок в Санкт-Петербурге. Дальше появилась необходимость в развитии московских подразделений, – так, в состав существующего отдела ИТ вошли и сотрудники двух московских площадок компании.
Были в моей практике и другие модели формирования отдела по информационным технологиям – и организация нового ИТ-отдела во вновь созданной компании, и создание ИТ-отдела на базе расформированного ИТ-подразделения функционирующей компании. Кроме того, мне приходилось выступать консультантом и куратором при создании ИТ-отделов сторонних компаний.
Несмотря на схожесть задач между вариантами организации ИТ-подразделения совсем с нуля и на базе расформированного ИТ-подразделения, у них есть различия. В частности, во втором случае для достижения поставленных целей компании необходимо выяснить причины, которые повлекли за собой полную реорганизацию ИТ-подразделения.
Начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана» Сергей Горшенин
Для этого требуется:
- проанализировать существовавшую модель управления ИТ;
- выяснить, почему прежняя модель не соответствует требованиям основного бизнеса;
- определить, насколько эффективны существующие ИТ-сервисы и можно ли оптимизировать управление ИТ, персонал, политики и процедуры;
- разработать варианты улучшения модели управления для повышения эффективности обслуживания бизнеса.
Если говорить в общем случае, то при построении эффективного ИТ-подразделения требуется решить три взаимоувязанные задачи:
- определить роль ИТ-подразделения в деятельности компании и выполняемые ею функции,
- построить соответствующую организационную структуру;
- разработать процедуры и регламенты деятельности, а также методы оценки эффективности функционирования отдела.
Как правило, приходится начинать с проработки стратегических документов компании, таких как бизнес-план, стратегия, концепция развития бизнеса и т. д. Это позволяет понять, какие направления в компании наиболее критичны для поддержки ИТ-сервисами и, возможно, требуют дополнительной автоматизации. На этом этапе появляется перечень ИТ-инициатив, которые необходимо согласовать с бизнес-целями организации. Перечень ИТ-инициатив является базисом для получения ИТ-функций, которые необходимо структурировать и классифицировать для обеспечения полноты функционала, непротиворечивости направлений деятельности, распределения ответственности и возможности оценки выполнения всех функций отдела.
В результате мы получаем классифицированный набор функций будущего ИТ-подразделения, что позволяет разработать перспективную организационно-функциональную структуру управления информационными технологиями. На основании этого разрабатываются требования к составу и содержанию документационного обеспечения (положение, процедуры и т. д.).
Завершающим этапом становится подбор необходимых специалистов и разработка документов тактического и организационного уровней.
Отдельно стоит заметить, что созданную в теории общую модель построения ИТ-подразделения не всегда получается полностью реализовать на практике.
Представьте себе пазл. К примеру, у вас есть один фрагмент пазла, который представляет собой теоретическую модель построения ИТ-отдела. А с другой стороны, есть и другие фрагменты. Этими фрагментами может быть и человеческий фактор, и степень доверия со стороны бизнеса и т. д.
Вероятно, где-то части различных фрагментов пазла сойдутся, а где-то – нет. И это вполне объяснимо. Например, для поддержания вновь созданных систем необходимо будет изменить график работы службы поддержки пользователей, но при этом не все сотрудники help desk на это будут готовы. Или же степень поддержки ИТ-инициатив, зависящая от множества факторов в различных компаниях, может быть совершенно разной в различных организациях. Аналогично можно сказать и про этапы формирования ИТ-отдела – степень сложности и временные затраты для одного и того же этапа в разных компаниях могут сильно различаться.
Резюмируя все вышесказанное, отмечу несколько важных моментов, которые, возможно, пригодятся начинающим руководителям ИТ–подразделений:
1. У вас должна быть теоретическая модель создания подразделения.
2. Заручитесь поддержкой вышестоящего руководства, прежде чем приступить к созданию отдела.
3. Стройте горизонтальные коммуникативные связи с руководителями смежных подразделений, а также с теми, с кем придется столкнуться по ходу деятельности в первый год работы.
4. Соберите максимум информации для того, чтобы теоретическая модель была максимально приближена к той стадии, на которой вновь созданное ИТ-подразделение наиболее гармонично и безболезненно впишется в существующую модель организации.
5. Обозначьте временные рамки и границы проекта формирования ИТ-отдела.
6. Доверяйте своим подчиненным – от них, а также от уровня взаимного доверия будет зависеть многое.
7. И последнее – верьте в себя и в то, что у вас все получится, и тогда ваша уверенность будет цепной реакцией передаваться всем окружающим.
Удачи!