Исследование компании SimilarWeb проводилось в январе 2015 года. Четверть мирового трафика (25,05%) глобальной паутины обеспечили США. Великобритания сгенерировала 5,51% уникальных посещений интернет-ресурсов, опередив Россию меньше, чем на полпроцента – у нас этот показатель составил 5,05%. Следом за Россией идет Бразилия с результатом в 4,42%. Из европейских стран крупнейшей после Великобритании стала, как ни странно, Франция (5 место, 3,94%), которая опередила Германию (6 место, 3,47%).
В рейтинг SimilarWeb не попал Китай.
Это понятно, поскольку китайские пользователи интернета официально не могут пользоваться глобальной паутиной и отрезаны от мира великим китайским фаерволом.
Может показаться странным, что в рейтинге отсутствует такая технологичная страна, как Южная Корея, и почему не менее высокотехнологичная Япония заняла лишь 9 место с 2,64% трафика, и каким образом ее смогла опередить Канада, население которой почти вчетверо ниже. Однако ничего странного тут нет, так как исследователи основывались на десктопном трафике, в то время как в ведущих азиатских странах чрезвычайно развит мобильный интернет. По этой же причине в рейтинг не попал еще один густонаселенный регион – полуостров Индостан, где развитие интернета изначально базировалось на сотовых сетях и смартфонах.
Больше всего трафика в мире дали прямые переходы на сайты из браузерной строки – они составили 43,38% всех визитов. На втором месте – заходы с поисковых машин, 27,79%. Переходы с одной ссылки на другую составили 21,13%.
Это говорит о том, что во всем мире люди по-прежнему не любят веб-поиск, не всегда умеют им пользоваться и прибегают к нему в случае острой необходимости. После того как у пользователя сформировался список предпочитаемых веб-ресурсов, он старается пользоваться только ими, а значит, развитие узнаваемости сайта, приобретение и удержание пользователей остаются критически важными.
Несмотря на то, что все говорят о социальных сетях как о новой движущей силе глобальной паутины, на них пришлось всего 5,81% визитов. Меньше только у рекламного трафика (1,54%) и почтовых сообщений, на которые пришлось и вовсе 0,36% всех заходов.
В структуре поискового трафика подавляющее большинство визитов приходится на так называемый «органический», то есть естественный, без рекламы, трафик. Заходы с рекламных объявлений в поисковиках составляют от 6-7% (в электронной торговле и туризме) до менее чем 1% (в игровой индустрии и предоставлении мультимедийного конетнта). Это дает понимание, как тяжело конкурировать новым веб-ресурсам и насколько менее эффективна прямая интернет-реклама по сравнению поисковой оптимизацией — тонкой настройкой структуры и содержания сайтов для достижения более высоких позиций в поисковой выдаче, а следовательно, как высоко влияние поисковиков на рынки.
О национальных особенностях поведения потребителей в разных регионах и странах весьма красноречиво говорит структура поисковых запросов по различным отраслям. Высокая активность российских пользователей подтверждается, например, тем, что в топ-10 поисковых запросов часто попадают слова на русском языке. Например, по запросу «авито» в январе 2015 года было сгенерировано почти 50 млн переходов. Это, конечно, не сравнится с Amazon с его более чем 871,2 млн визитов, но вполне сопоставимо с американской сетью магазинов Best Buy с показателем 51,5 млн переходов.
Но, конечно, гораздо больше россияне смотрят видео (запрос «ютуб» сгенерировал около 153,7 млн визитов) и порно (по этому запросу количество переходов составило чуть меньше 81,6 млн). В плане игр засветился запрос «игры для девочек» с показателем 17,5 млн переходов.
В целом по миру крупнейшими интернет-отраслями являются электронная коммерция, азартные игры, путешествия, платежные и финансовые сервисы, мультимедиа и развлечения, игры и контент для взрослых. В этих категориях наиболее популярны брэндовые поисковые запросы, такие, как: amazon, groupon, tripadvisor, airbnb, paypal, youtube, spotify, minecraft, twitch, world of tanks, pornhub и др. Социальные сети не попали в этот список, так как их бренды достаточно узнаваемы, и поиск для попадания в них не используется.
Данные исследования наглядно демонстрируют, что поведение интернет-пользователей довольно однообразно и пассивно. Платные форматы привлечения аудитории охватывают лишь небольшую часть трафика, при этом привлечение одного пользователя обходится слишком дорого. Таким образом, технологии активного привлечения пользователей будут развиваться, становиться более умными и персонализированными, что позволит увеличить активность и подвижность аудитории интернета, при этом снизить стоимость интернет-рекламы и сделать ее еще более привлекательной для рекламодателей.
Алексей Короткин, Эрик Хачатрян