Поправку переправят
Комитет Госдумы по информационной политике проведет 11 декабря специальное заседание с участием представителей Банка России и медиабизнеса, рассказал РБК источник в аппарате комитета и подтвердил председатель комитета Леонид Левин. По словам Левина, решение о проведении специального заседания было принято по итогам его встречи с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной в конце прошлой недели.
Одним из предметов обсуждения на заседании станет законопроект об ответственности за распространение недостоверной информации о банках, предусматривающий внесудебную блокировку сайтов СМИ, сказал источник РБК, близкий к руководству Госдумы, и подтвердил собеседник в пресс-службе ЦБ. Представители ЦБ на заседании могут впервые обнародовать позицию регулятора в отношении этого законопроекта, не исключено, что они поддержат смягчение документа – в частности, исключение положения о внесудебной блокировке сайтов СМИ, сказал один из собеседников РБК. Возможен и исход, при котором документ не будет принят Госдумой, не исключил другой источник в нижней палате.
Законопроект об ответственности за распространение недостоверной информации о банках был внесен в Госдуму председателем комитета палаты по финансовому рынку депутатом-единороссом Натальей Бурыкиной и бывшим председателем комитета по информполитике Алексеем Митрофановым (лишен депутатской неприкосновенности и поста, находится на лечении за рубежом). Последний отстаивал необходимость сохранения в законопроекте положения о внесудебной блокировке сайтов СМИ, указывая, что негативная информация в интернете может привести к банкротству банков. Проект приняли в первом чтении в весеннюю сессию.
Сменив Митрофанова во главе комитета, Левин неоднократно выступал против положения о внесудебной блокировке сайтов СМИ за клевету на банки. Блокировка может применяться лишь в тех случаях, когда распространение информации угрожает жизни и здоровью детей или безопасности государства – информация о банках к таким не относится; кроме того, у банков достаточно ресурсов, чтобы обратиться в суд, объяснял депутат.
В начале октября ко второму чтению правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту, которые также предусматривали блокировку сайтов СМИ, но после их внесения в черный список наряду с ресурсами, пропагандирующими порнографию, суицид и т.д. Левин критиковал и такой подход, выступал за полное исключение положения о внесудебных блокировках из этого законопроекта.
«Висит себе и висит»
Бурыкина сказала в понедельник РБК, что, скорее всего, обсуждение законопроекта продолжится в следующем году: до конца этого его рассмотреть не успеют. По ее словам, даже после правительственных поправок не совсем ясно, каким будет механизм, кто должен инициировать блокировку СМИ, все это еще нужно пообсуждать. Она считает, что острой необходимости срочно принимать инициативу нет. «Пусть он пока полежит, он же никому не мешает, – говорит Бурыкина. – Знаете, это как ружье, которое висит на стене: висит себе и висит».
Банк России, по информации его пресс-службы, считает необходимым принятие этого закона, а конкретная редакция поправок будет обсуждена на заседании комитета по информполитике 11 декабря.
Левин, чей комитет является соисполнителем при работе над этим законопроектом, повестку заседания не комментирует. Он лишь подтвердил, что во время встречи с Набиуллиной обсуждались находящиеся в Госдуме законопроекты, касающиеся взаимоотношений банковской сферы и СМИ. «Мы пришли к общему мнению, что вопросы безопасности в информационной сфере сегодня являются приоритетными, в том числе для Центробанка», – сказал депутат. Речь о целом ряде вопросов, «начиная с распространения негативной информации и откровенной клеветы о банках и заканчивая попытками манипулирования финансовым рынком с использованием информационных ресурсов».
По словам Левина, его комитет достиг с Банком России договоренности о постоянном взаимодействии в законодательной деятельности в информационной сфере: «Комитет рассчитывает стать площадкой, которая позволит при подготовке подобных законопроектов, с одной стороны, учитывать позицию медийной отрасли, а с другой – слышать позицию регулятора в отношении информационных вызовов и угроз для финансового рынка».