Немецкий инкубатор проектов в сегменте e-commerce Rocket Internet в преддверии своего IPO на Франкфуртской фондовой бирже впервые раскрыл показатели запущенных им стартапов. Среди них оказался и ритейлер Lamoda — один из крупнейших интернет-магазинов, торгующих в России одеждой и обувью, запущенный в декабре 2010 года. В Lamoda вчера от комментариев отказались, в Rocket Internet на запрос "Ъ" не ответили. Rocket Internet, в числе акционеров которого Global Founders Fund братьев Замвер (52,3%), Kinnevik (18,1%), United Internet (10,4%), Philippine Long Distance Telephone (8,4%) и Access Industries Леонарда Блаватника (8,3%), намерен разместить 32,9 млн акций в диапазоне €35,5-42,5 за бумагу и получить, таким образом, в результате IPO €1,17-1,4 млрд.
Согласно проспекту, выручка Lamoda в 2013 году составила 5,15 млрд руб., что на 249% больше результата предыдущего года (1,476 млрд руб.), а показатель EBITDA при этом был отрицательным — минус 1,92 млрд руб. Рентабельность по EBITDA улучшилась с минус 109% в 2012 году до минус 37%. Этому способствовало, в частности, снижение маркетинговых издержек с 60% до 25% от чистой выручки. Но в 2013 году компания также продолжила инвестировать в логистическую и IT-инфраструктуру, что привело "к росту капитальных затрат", следует из проспекта. В результате чистый убыток Lamoda за 2013 год достиг 1,7 млрд против 1,37 млрд руб. годом ранее.
Rocket Internet не единственный инвестор Lamoda. В сентябре 2012 года в компанию вложил $55-80 млн JP Morgan (точная сумма не раскрывалась). В июне 2013 года $130 млн инвестировал консорциум, включавший Access Industries, Kinnevik, JP Morgan, Summit Partners и Tengelmann. А в январе 2014 года компания получила €10 млн от Международной финансовой корпорации (IFC), которая входит в структуру Всемирного банка. Ранее Data Insight, East-West Digital News (EWDN) и Enter оценивали среднее количество уникальных посетителей Lamoda в 5,8 млн человек в месяц.
Один из главных вызовов, на которые вынуждены отвечать участники рынка e-commerce в России,— доставка, указывает Rocket Internet. Размеры страны огромны, услуги национальной почтовой службы ненадежны и относительно дороги, а международные перевозчики доставляют только в крупные российские города и зачастую лишь на европейской части России, объясняет бизнес-инкубатор. Этим и обусловлены инвестиции в собственную службу доставки Lamoda Express, из-за которых в том числе и вырос чистый убыток Lamoda в прошлом году. Среди ключевых тенденций эксперты также выделяют значительный рост онлайн-продаж в регионах. "Из 8 млн россиян, сделавших свою первую онлайн-покупку в 2013 году, 70% были из регионов. Регионы — это уже половина рынка, и будет 60% в ближайшие годы",— говорил ранее "Ъ" главный редактор EWDN Адриан Хенни. По оценке Euromonitor, объем всего fashion-ритейла в России и на Украине в 2014 году составит $98 млрд и вырастет еще на 40%, до $137 млрд, к 2018 году, при этом онлайн-проникновение на нем еще относительно низкое — 6,3% (в США — 11,3%). По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем российского рынка e-commerce в 2013 году достиг $17 млрд и в ближайшие годы будет прибавлять в среднем 30%.
"Значительный негативный эффект на Lamoda и ее результаты" могут оказать недавно введенные против России санкции и реакция на них самого государства, предупреждает Rocket Internet потенциальных инвесторов. Состояние мировой экономики остается "хрупким", в том числе из-за текущей политической ситуации в России и на Украине, резюмирует компания.
Роман Рожков