Samsung готовит региональную экспансию в России, рассказал "Ъ" глава Samsung Mobile в России Аркадий Граф. "Мы будем более плотно работать с региональными партнерами, доля этого канала продаж, обычно занимавшего порядка 15-17%, сейчас достигает 20% и продолжает расти, а также будем развивать монобрендовую сеть",— сказал Аркадий Граф. По его словам, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах компания планирует открыть около 100 монобрендовых салонов для продажи мобильной техники и аксессуаров площадью 30-40 кв. м. Кроме того, Samsung продолжит активно сотрудничать с такими сетями, как "М.Видео", "Эльдорадо", "Техносила" и другими, добавил господин Граф.
Сейчас в России работают 200 салонов Samsung (в начале 2014 года насчитывалось 265 точек), которыми управляют около 20 партнеров: крупнейший из них — Inventive Retail Group (74 салона) и "Компьютер Мастер" (около 20 магазинов). Гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков рассказал "Ъ", что в этом году планирует открывать магазины Samsung. "Бизнес Samsung у нас идет хорошо. В то время, когда некоторые сети отказались продавать этот бренд, мы, конечно же, испытываем рост продаж",— добавил он.
Samsung вынужден расширять розничную сеть, так как с июня "Евросеть", "Связной", "МегаФон" и "Вымпелком" отказались закупать смартфоны и планшеты этого производителя. По словам источника "Ъ", близкого к Samsung, четыре компании так отреагировали на то, что южнокорейская компания продолжила отгружать товар в розничную сеть МТС, которая с апреля демпингует на рынке мобильной техники, привлекая в свои салоны клиентов. В конце 2012 года "Евросеть" перешла под контроль "МегаФона" и "Вымпелкома", а в апреле 2014 года МТС перестала продавать в ней SIM-карты и принимать абонентские платежи.
В феврале контролирующим акционером сети "Связной" стал бизнесмен Олег Малис, брат президента "Евросети" Александра Малиса. МТС, сама претендовавшая на "Связной", сочла, что два крупнейших ритейлера стали одной группой лиц, рассорившись вскоре и со "Связным". Собеседник "Ъ" в "МегаФоне" настаивает, что отказ от закупок Samsung связан с тем, что оператора "перестало устраивать качество товара и условия сотрудничества с Samsung". Аркадий Граф подчеркивает, что у Samsung единые отпускные цены для всех реселлеров, а заявления о якобы участившемся браке называет необоснованными. Один из партнеров Samsung говорит, что "Евросеть", "Связной", "МегаФон" и "Вымпелком" обеспечивали более 50% продаж мобильной техники в России. Четыре компании продавали 50-60% смартфонов и планшетов Samsung в России, соглашается Александр Малис. Потерю этого канала за счет открытия монобрендовых салонов и переключения на региональных ритейлеров компенсировать не получится, считает он: "Партнерам невыгодно открывать салоны Samsung, которая платила двойной бонус (контрагентам.— "Ъ"), но это не привело к успеху".
На ремонт каждого нового магазина Samsung потребуется несколько миллионов рублей, оценивает консультант Jos De Vries Ирина Болотова. "Сейчас достаточно площадей освободилось в больших городах, поэтому если партнеры будут поддержаны брендом, то проект может выстрелить",— сказала она. Некоторые ритейлеры также оптимистичны. "После сокращения доля вендора неизбежно будет расти",— прогнозирует Тихон Смыков. Он отметил, что в монобрендовых салонах продается много дорогих устройств, на которых вендоры хорошо зарабатывают. Директор по закупкам мобильной техники "Эльдорадо" Юрий Бадер-Баер сообщил "Ъ", что после начала ценовых войн компания несколько сократила сотрудничество с Samsung, в частности, перестала закупать модели, на которые рыночная цена была ниже той, по которой их закупала сама сеть. "Мы ведем переговоры по изменению условий, в том числе и по ретробонусам",— добавил он. Президент сети DNS (партнер Samsung) Дмитрий Алексеев считает, что вся эта история связана не с коммерческими условиями Samsung, а с борьбой между сотовыми операторами "Вымпелком" и "МегаФон" с МТС.
Владислав Новый