По предварительной оценке некоммерческого партнерства «Руссофт», объем зарубежных продаж российского ПО и услуг по его разработке в 2017 году вырос на 10–12%, до $8,5 млрд, сообщил президент партнерства Валентин Макаров. Не все эти деньги попадают в Россию: компании, которые считаются российскими, нередко платят налоги за рубежом и копят средства на счетах, поясняет он.
Основные проблемы у российских софтверных компаний отмечались в США и ЕС, где сильно влияние санкций. В США санкции негативно сказались на продажах софта в области информационной безопасности, финансовых технологий, а также на поставках в госсектор, говорит господин Макаров. Крупнейший поставщик, пострадавший от санкций, «Лаборатория Касперского» в январе сообщила о падении выручки в Северной Америке на 8% по итогам 2017 года. При этом на глобальном рынке продажи «Лаборатории Касперского» выросли на те же 8% за счет роста в России и СНГ на 34%, на Ближнем Востоке, в Турции и Африке — на 31%, в Латинской Америке — на 18%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 11%.
Несмотря на санкции, американский рынок полностью не закрылся. По словам Валентина Макарова, там активно развивается сотрудничество в сегментах искусственного интеллекта, больших данных, телемедицины, виртуальной реальности и киберфизических систем. В этом году продолжится перевод стартапов в американскую юрисдикцию «поближе к рынку продаж и для защиты интеллектуальной собственности», поясняет он.
Санкции помешали российскому софту и в Евросоюзе, но в меньшей степени: по оценке господина Макарова, в ЕС снижаются продажи российских юридических лиц, но создаются местные офисы российских компаний и растут инвестиции. Кроме того, в 2017 году значительно увеличилась частота бизнес-миссий в Юго-Восточную Азию и арабские страны при поддержке Российского экспортного центра, отмечает он. Таким образом, если в последние годы экспорт стабильно прирастал примерно на 10%, то в 2018 году рост ускорится за счет стран третьего мира, ожидает эксперт: объем рынка может вырасти на 14%, до $9,7 млрд.
Экспорт растет за счет того, что многие российские разработчики ПО открывают представительства по всему миру, подтверждает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ Дарья Абрамова. Экспортный рынок складывается также из аутсорсинга разработки ПО в Россию зарубежными компаниями. «Большие корпорации охотно открывают в России собственные R&D-центры, отдают на аутсорсинг разработку ПО под заказ. Все больше проектов в последнее время поступает со стороны Азии»,— добавляет она.
Помимо санкций перед российскими разработчиками софта стоят и другие сложности. Важной проблемой остается нехватка источников финансирования, в частности для доработки продуктов и выхода на зарубежные рынки, считает господин Макаров. Кроме того, не хватает экспертизы и информации об отрасли. «Люди с деньгами хотят вкладывать в IT-компании, но не понимают, во что можно вложить»,— констатирует эксперт.
Кристина Жукова