Как рассказал "Ъ" сам Сергей Калугин, он выйдет из числа акционеров WebMediaGroup, чтобы избежать возможного конфликта интересов с бизнесом "Ростелекома", который он возглавил в марте 2013 года. У оператора есть собственный бизнес по производству и дистрибуции контента — компания "Национальные телекоммуникации", которая, в частности, производит пять собственных телеканалов: "24 Док", "24 Техно", "Мать и дитя", "Настоящее страшное телевидение" и "Парк развлечений".
Господин Калугин не назвал покупателей своего пакета в WebMediaGroup, уточнив лишь, что сделка может завершиться в ноябре этого года. Ранее источник, близкий к интернет-холдингу, говорил, что Сергею Калугину принадлежат около 25% холдинга, а еще около 30% совокупно контролируют Газпромбанк и фонд "Лидер-инновации", учрежденный Российской венчурной компанией (РВК) и УК "Лидер", среди акционеров которой — структуры Юрия Ковальчука и "Газпром". Кому принадлежат оставшиеся 45%, достоверно неизвестно.
WebMediaGroup основана в 2007 году. В ее состав входят видеосервис Zoomby.ru (совместный проект с ВГТРК), интернет-гипермаркет Dostavka.ru, а также сайты Menu.ru, Inout.ru, Weekend.ru, Bank.ru, Medsputnik.ru, Photosight.ru. Холдинг занимает 28-е место в топ-30 крупнейших интернет-компаний России (по версии Forbes) с возможной прошлогодней выручкой $40 млн.
Собеседник "Ъ" на интернет-рынке слышал, что господин Калугин в последнее время действительно рассматривал возможность выхода из бизнеса. В качестве покупателей, по его словам, рассматривались действующие партнеры господина Калугина — в первую очередь, структуры УК "Лидер" и Газпромбанка. Собеседник в "Лидере", впрочем, вчера заявил "Ъ", что у WebMediaGroup "наверное, будут новые акционеры", не уточнив их. Официальный представитель "Лидера" от комментариев отказался, в Газпромбанке на запрос "Ъ" не ответили.
В феврале 2012 года в интервью Forbes господин Калугин рассказывал, что во все проекты WebMediaGroup к тому моменту уже были вложены "десятки миллионов долларов". Очередной раунд инвестиций прошел в мае 2013 года, уже после ухода господина Калугина в "Ростелеком". Тогда действующие акционеры вложили в холдинг еще $10 млн, при этом оценка компании не раскрывалась, но уточнялось, что доли совладельцев не изменились.
Основную часть этих средств планировалось потратить на развитие Zoomby.ru. В 2012 году выручка управляющего видеосервисом ОАО "ВебТВ" по РСБУ, по данным "СПАРК-Интерфакса", равнялась 40,6 млн руб., чистый убыток — 96,8 млн руб. В минувшем августе Zoomby.ru был, по данным TNS Russia, самым популярным интернет-кинотеатром в стране с ежемесячной аудиторией 8,639 млн россиян 12-64 лет. Аналогичный показатель Ivi.ru составлял 7,782 млн человек, Megogo.net — 4,39 млн, Tvigle.ru — 3,828 млн, Tvzavr.ru — 3,086 млн. Аудитория у Zoomby.ru действительно большая, но очевидно, что высока также доля "мусорного" неконвертируемого трафика и, как результат, высокий bounce rate (процент пользователей, зашедших на сайт и сразу покинувших его), констатирует собеседник "Ъ" на венчурном рынке. Так, за последние три месяца, по данным Alexa.com, bounce rate у Zoomby.ru составляет 67,9%, Megogo.net — 66%, Tvigle.ru — 60,8%, Tvzavr.ru — 57,8%, Ivi.ru — 37,6%.
Опрошенные собеседники "Ъ" на интернет-рынке затруднились оценить WebMediaGroup — "как акционеры между собой договорятся".
Павел Белавин, Роман Рожков, Владислав Новый