По данным министерства просвещения, сегодня школы активно используют электронные журналы и дневники, везде есть компьютеры, подключенные к интернету - в классах по всей стране их более двух миллионов штук! Другое дело, что скорость доступа к Сети везде разная. И многим школам до заветных 100 мегабит в секунду еще очень далеко. Особенно сельским, а их в стране больше половины.
- У нас есть проблемы с интернетом, - признает и.о. директора школы в поселке Ромашки Палласовского района Волгоградской области Аэлита Шулакова. - Когда ресивер-приемник не работает, приходится звонить в техподдержку. Не у всех дома компьютеры или ноутбуки. У некоторых даже телефонов нет. Думаем, как выйти из ситуации.
В Пермском крае, где похожие проблемы, школы, возможно, будут выдавать детям во временное пользование ноутбуки. Вопрос прорабатывается.
Если интернет есть, но дает сбои, вместо онлайн-уроков учителя обещают отправлять ученикам задания на электронную почту. И главное - те семьи, которым интернет недоступен, в любом случае получат возможность отправить ребят в школу. При этом обязательно будут усилены меры дезинфекции.
Держим перегрузку
Из-за возросшей нагрузки электронные дневниковые системы стали чаще "тупить". Подгрузить туда домашку иногда удается с десятой попытки.
- Пришлось пройти сложный квест. У первоклашек-второклашек нет ни своей электронной почты, ни телефонов. Но оказалось, что через родительскую электронную почту нельзя получить половину заданий, нельзя прикрепить файлы с выполненными, - делится мама двух учеников Наталья Гусева. - Срочно завели отдельные учетные записи для детей.
Наталья признается: с переходом уроков на удаленку забот у родителей сильно прибавилось. И это мягко сказано.
- А у нас с электронным дневником все в порядке, - рассказывает мама четвероклассницы из Екатеринбурга Юлия Карпова. - Сегодня пришло сообщение: просят принести в школу все выполненные за неделю задания и оставить на охране. Учеба продолжается!
В Кемеровской области домашние задания учителя-предметники тоже должны выкладывать в электронный дневник.
- Задание прислали даже по физкультуре, - с удовлетворением отмечают родители старшеклассницы одной из школ столицы Кузбасса. - Но переживаний хватает. Так, "Войну и мир" дочка читает, а вот как она будет разбираться, скажем, с перпендикулярностью прямых и плоскостей - вопрос. Ни онлайн-занятий, ни проверки знаний наш график дистанционного обучения пока не предусматривает.
Смогут ли учителя, и особенно "возрастные", легко войти в IT? В прошлом году Федеральный институт развития образования РАНХиГС составил список методических трудностей в их работе. В "лидерах" - нежелание самих учителей использовать новые технологии. Затем идет нехватка знаний и навыков. Следом - проблемы с часами: на подготовку инновационных занятий уходит на 20 процентов больше времени.
- Самое плохое, что может сейчас сделать школа, - это построить онлайн-обучение как кальку офлайн-уроков, - считает педагог-русист, завкафедрой словесности ОАНО "Новая школа" Сергей Волков. - Онлайн-урок должен быть гораздо короче, и их не может быть много. 5-6 уроков подряд - просто физически одуреешь от экрана.
Как научить учителей учить по-новому? Причем в рекордные сроки? Регионы стараются: проводят семинары и в офлайне, и в онлайне. К примеру, в Кемеровской области провели вебинар о возможностях дистанционного обучения. Трансляцию посмотрели более 2,7 тысячи педагогов. Помогают совершенно бесплатно и цифровые компании. Началось обучение учителей в Новосибирской области. А Высшая школа экономики подготовила пошаговые карточки-советы для учителей. В частности, эксперты рекомендуют устраивать виртуальные беседы с классом: для этого есть Скайп, Zoom, другие программы. Не ограничиваться только отправкой домашки по почте, а проводить групповые задания в общих чатах...
Напомним: министерство просвещения рекомендовало школам до 12 апреля уйти на каникулы. Или ввести в это время дистанционное обучение детей. Конкретные меры каждый регион определяет сам. Скажем, в Петербурге на онлайн-обучение еще на прошлой неделе перешли 112 тысяч школьников. А всего в северной столице примерно полмиллиона учеников. В каком формате питерские школы будут работать после 30 марта, сейчас решается.
Кроме того, минпросвещения уже договорилось с провайдерами связи о расширении доступа к ключевым образовательным интернет-ресурсам. И рекомендовало самые интересные и полезные из них. Например, Российскую и Московскую электронные школы, Яндекс.Учебник, Учи.ру или, например, Якласс. Ведущие российские издательства уже открыли бесплатный доступ к огромной базе электронных учебников. Онлайн-уроки ведут не только учителя, но и известные писатели, публицисты, ученые. Дети, учителя и родители действительно не бездельничают. Это четко показывает статистика: пиковая нагрузка на Яндекс.Учебник уже выросла в полтора раза, на Учи.ру - вдвое.
- Мы отмечаем около миллиона активных пользователей ежедневно, - говорит технический директор Учи.ру Алексей Вахов. - Готовимся к поддержке платформы в условиях пятикратной нагрузки. Такие объемы трафика не могут не сказываться на интернет-продуктах и ожидаемо показывают компаниям слабые места их систем. Повышается риск сбоев некоторых облачных систем. Чтобы полностью адаптироваться к новым объемам трафика, потребуется от недели до месяца.
Заключительные этапы всероссийских олимпиад переносятся. Но финалисты олимпиады кружкового движения Национальной технологической инициативы продолжают соревноваться в новом формате: с помощью "аватаров" и удаленного доступа. Победители и призеры могут получить 100 баллов по профильному ЕГЭ или даже стать студентами без вступительных испытаний.
Сначала ребята решают теоретические задачи. Все - под прицелами камер. Система строго отслеживает экран компьютера участника, его рабочее место, лицо и даже комнату. Заходишь на посторонний сайт? Ноль баллов!
Самое интересное - практика. К примеру, на профиле "наносистемы и наноинженерия" нужно синтезировать в пробирке квантовые точки. Это структуры размером 3-20 нанометров, которые растворяются в воде. Теперь школьники работают с пробирками и реактивами не своими руками, а с помощью "аватаров". Для этого на базе детского технопарка МИРЭА - Российского технологического университета создана специальная лаборатория. Дети удаленно проводят все расчеты и говорят лаборантам, что делать. "Аватары", на которых закреплена видеокамера с трансляцией, выполняют инструкции предельно точно.
А вот финалистам профиля "аэрокосмические системы" предстоит спроектировать робота для работы на другой планете. Ее моделирует полигон на площадке Научно-исследовательского института механики МГУ. Ребята получат удаленный доступ к роверам-планетоходам. Управление роботом, к которому нет физического доступа, - сложная и актуальная задача. Так что новый формат соревнований сделал олимпиаду еще интереснее.
Подготовили Ксения Колесникова, Константин Бахарев, Роман Мерзляков, Юлия Потапова, Наталья Решетникова, Анна Скрипка, Вера Черенева, Ольга Штейн