Минфин России совместно с Росфинмониторингом и Банком России на основании поручения правительства разрабатывает механизмы, регулирующие выпуск, обращение и операции в цифровых валютах. В том числе речь идет и о международных расчетах. «Работа должна быть завершена до конца текущего года», — рассказали «Известиям» в Росфинмониторинге.
— Деятельность организаций, которые будут осуществлять обменные операции с цифровой валютой, ее перевод и хранение, — провайдеров услуг виртуальных активов, должна подлежать регулированию, включая регистрацию или лицензирование таких лиц и надзор за ними, — говорят в Росфинмониторинге.
В обязанности таких организаций должно входить противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В новом документе пока разрабатывают только механизм проведения расчетов. Текущая версия законопроекта регулирования цифровых валют уже предусматривает как локальную инфраструктуру для торговли цифровыми валютами, так и регулирование майнинга. При этом майнинг рассматривается как отдельная зона регулирования, рассказывают в пресс-службе Минфина.
— По майнингу обсуждаются разные вариации налогообложения, но в целом подход, по которому есть некий консенсус, такой: майнинг должен облагаться при выходе с цифровой валюты в фиат, — отметил директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков. — Но с некоторыми, возможно, стимулами выходить в фиат в тот налоговый период, когда эта валюта была намайнена.
«То, как их проводить и с кем, уже должен решить российский бизнес», — указывают в Минфине. Вице-президент Московского делового собрания (МДС) Максим Зотов сказал в беседе с «Известиями», что в настоящее время «пока доллар играет роль мировой резервной валюты, хотя и его доля в расчетах между странами снижается, говорить о полном суверенитете и защите активов российских компаний не приходится».
— Сейчас те способы и форматы взаимодействия между сторонами сделки, находящимися в разных странах, которые раньше казались высокорискованными и были незаконными, могут занять важную роль в международных расчетах, — говорит вице-президент МДС. — Государству в текущих условиях нужно дать предпринимателям максимальную свободу, полностью отменить штрафные санкции за возможные нарушения законодательства и разрешить оплачивать товары и услуги с помощью цифровых валют. При этом необходимо, чтобы расходы можно было подтверждать любыми возможными способами. Сейчас главное — насытить рынок, и бизнес с этим справится, если только раскрутить гайки даже в ущерб сиюминутной собираемости налогов.
Речь идет о допуске к расчетам не только по экспортным, но и по импортным операциям, поясняет руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов. В этом случае требуется инфраструктура, которая будет препятствовать обращению криптовалюты внутри страны, а также даст доступ для российских импортеров к покупке известных криптовалют, на которые есть спрос.
По замечанию Башкатова, это предполагает как минимум механизмы криптообменников (которые позволят за фиатные рубли приобретать распространенные криптовалюты). Однако возникает вопрос, какой курс обмена будет доступен импортерам, добавляет он.
— Возможно, регулятор найдет разумный компромисс между регулируемым курсом и рыночным механизмом, — говорит специалист ЦСР. — В последнем случае придется либо допускать собственные инвестиции регулятора в криптовалюту, либо допустить ограниченное обращение известных криптовалют на российских биржах наряду с ЦФА (цифровые финансовые активы). В любом случае вопрос, как будет определяться курс обмена, является ключевым. Также интересно то, как будет функционировать обменник — либо в качестве посредника в заключении договоров между клиентами обменника, либо сам в качестве стороны договора (покупателя или продавца).
Эксперты ожидают, что ведомства сформулируют норму о допуске использования известных криптовалют к ограниченной торговле на российских инвестиционных платформах. Предположительно, Минфин и другие учреждения могут выработать норму об обязательстве экспортера продать криптовалютную выручку в определенный срок под угрозой санкций (по аналогии с ранее применявшейся обязанностью экспортеров продать полученную иностранную валюту).
Работа над данными законопроектами демонстрирует, что Россия идет по пути разумного регулирования рынка наравне с большинством стран мира, где криптовалютная индустрия так или иначе регулируется и облагается налогами: налогом на прирост капитала или подоходным, а в некоторых странах и тем и другим, отмечает аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова.
Заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР (Томск) Руслан Пермяков объяснил «Известиям», что вариантов расчетов с другими странами может быть только два:
– иностранная компания заводит счет в нашей системе электронной валюты, и расчет происходит практически также, как и всегда;
– расчеты через какую-либо криптовалютную биржу. Этот вариант на первых порах будет предпочтительнее для иностранной компании из-за низкого обменного курса.
В настоящее время Минфин предлагает два вида «операторов» цифровой валюты: операторов обмена (с капиталом не менее 30 млн рублей) и операторов цифровых торговых платформ (не менее 100 млн рублей).
— Предполагается, что бизнес сам будет выбирать, с кем работает, — разъясняет Руслан Пермяков. — Если посмотреть на рынок госконтрактов, электронных торговых площадок слишком мало для конкуренции. Думаю, такая же ситуация будет и по цифровым активам.
Эксперт ТУСУР отмечает, что работающая цифровая валюта получается в результате майнинга. Фактически Минфин разделяет функцию по выпуску (майнинг) и функции по проведению операций с валютой, точнее, конвертации, если ориентироваться на фразу «торговля цифровой валютой». Соответственно, для торговли нужны серверы, поддерживающие и обеспечивающие торговые сессии, работу с цифровыми кошельками и банковскими счетами. Для майнинга нужна большая вычислительная мощность.
— Уже сегодня существует множество технологических решений, в том числе и разработанная нашими сотрудниками децентрализованная система межбанковских сообщений, — рассказывает директор Центра компетенций НТИ «Центр технологий распределенных реестров СПбГУ» Дмитрий Шишмаков. — Но на сегодняшний день всю цепочку трансакций в криптовалютах при желании можно отследить, поэтому использование любого такого механизма позволит отказаться от ряда систем, например, SWIFT, но не позволит избежать санкционных рисков, поскольку все транзакции в блокчейн видны всем участникам — переход на них только добавит прозрачности операциям.
Всё же для России сейчас наиболее оптимален механизм трансграничной торговли при помощи криптовалют. Это можно реализовать за счет унификации систем правового регулирования и технических стандартов работы с данными, посредством выстраивания взаимосвязи между технологическими интерфейсами либо создания общего клирингового инструментария, при помощи разработки единой мультивалютной системы, подчеркивает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев.
Сейчас важно то, удастся ли сторонникам легализации криптообмена в итоге убедить Центробанк в необходимости создания собственной цифровой валюты (central bank digital currencies, CBDC) по примеру иных национальных регуляторов. Если этого не произойдет, операции будут проводиться идентифицированными участниками при помощи легализованных криптообменников и криптобирж с множеством частных криптовалют.
— В этом случае прогнозировать развитие рынка крайне сложно в силу наличия множества переменных, ключевыми из которых будут доля стейблкоинов в обороте криптовалюты (стейблкоин — вид криптовалюты, стабильность которого обеспечивает привязку к реальным валютам или биржевым товарам) и позиция иностранных регуляторов и криптовалютных площадок относительно риска столкнуться с вторичными санкциями США и ЕС, — говорит Селезнев. — Наибольшей надежностью с точки зрения стабильности курса криптовалют и правового обеспечения прав участников товарообмена, безусловно, обладают сделки с акторами, использующими в качестве платежного инструмента CBDC.
В сфере налогообложения операций с цифровыми валютами в международной практике наиболее хорошо себя зарекомендовало сочетание подоходного налога с налогом на прирост капитала, отмечает специалист.
Доцент Финансового университета при правительстве Алексей Михайлов убежден, что самым удобным будет механизм, при котором государство или компании-экспортеры будут получать цифровые активы на кошельки и продавать их на бирже цифровых активов в России.
— Оптимален механизм, аналогичный используемому в расчетах за газ с недружественными странами, когда компания-импортер открывает счет на российской бирже цифровых активов и переводит рубли на счета государства или компаний-экспортеров, — резюмировал Михайлов.
Дмитрий Алексеев