Скандал для "галочки" / Логотипы Bercut и Divizion - совпадение без последствий

Первый IT-ребрендинг обернулся скандалом. В анонсированном 5 октября новом логотипе питерской компании Bercut сеть салонов связи Divizion усмотрела кальку со своей торговой марки. Сотовый ритейлер сейчас проводит юридические консультации, но аналитики уверены, что о злом умысле со стороны Bercut думать не приходится: вряд ли компания из сегмента B2B сможет воспользоваться известностью торговой сети, ориентированной на конечного потребителя.

О смене имиджа Bercut стало известно из пресс-релиза, распространенного компанией 2 октября. На прошедшей 5 октября интернет-конференции топ-менеджеры разъяснили журналистам необходимость столь ключевых изменений в бизнесе. "Прежний логотип компании был разработан в 1995 году и символизировал три продуктовых направления компании, - объясняет исполнительный директор компании Bercut Олег Кельганкин. - Новый фирменный стиль и логотип [...] ориентированы на потребности заказчиков, а не на нашу внутреннюю организацию и процессопроизводство".

В основу нового фирменного стиля, по словам представителей компании, легла идея стремления обогащать мир умными услугами для совместного лидерства и ярких отличий. "Нужно было лишь найти образ, способный донести это и заключающий в себе ресурс для последующего развития коммуникаций", - продолжает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций компании Bercut Наталья Пенкина. Таким простым и лаконичным образом стал значок check-mark, знакомый почти всем компьютерным пользователем и символизирующий принятие решения.

Однако, как оказалось, аналогичный выбор фирменного стиля уже сделал другой игрок телекоммуникационного рынка России. Продавец сотовых телефонов и цифровой техники Divizion ранее зарегистрировал свой торговый знак, так же представляющий собой check-mark. На появление двойника ритейлер отреагировал немедленно. "Элемент в новом логотипе "Беркута" похож на чек-марку в нашем логотипе", - цитирует слова брэнд-менеджера компании Карины Аракелян газета "Коммерсантъ". Сейчас, по словам пресс-секретаря Divizion Очира Манджикова, вопрос с элементом в логотипе компании Bercut изучают юристы компании. О последующих своих шагах ритейлер обещает сообщить после проведения соответствующей юридической экспертизы ситуации.

Ситуация с копированием известных телекоммуникационных брендов в России становится массовым явлением, продолжает газета "Коммерсант" (N187 от 06.10.2006). Действительно, в Divizion подтверждают, что компании уже приходилось сталкиваться в регионах c салонами со схожим названием, фирменным оформлением и цветовым решением, а ситуация вокруг Инской птицефабрики, которая "украсила" коробки с собственной продукцией (куриные яйца) белым яйцом и надписью "МТС" на красном фоне, и вовсе как нельзя лучше иллюстрирует это явление.

Однако и в Bercut, и в "Дизайн-студии Алексея Баскова", которая и разработала злополучную "галочку" обвинения в плагиате отвергают. "В предложенном Bercut техническом задании было указано, что в логотипе должны быть совмещены образ птицы Беркут и, так называемый, check-mark, - сообщил "Сотовику" руководитель отдела маркетинга и продаж дизайн-студии Василий Баранов. - Схожесть с логотипом Divizion есть лишь в одном элементе, который является общеупотребимым символом, интерпретированным согласно техническому заданию". Впрочем, о похожести двух логотипов дизайнеры предупредили заказчика. В Bercut это подтверждают, но и не отказываются от своего видения изображения. "Check-mark символизирует выбор в пользу нашей компании, тот выбор, к которому мы стремимся. Изображение check-mark одновременно олицетворяет птицу беркут, имя которой носит наша компания", - говорит Наталья Пенкина.

Любопытно, что плагиата в действиях Bercut не находят в компании, разработавшей нынешний логотип Divizion. "Я бы не стал огульно обвинять Bercut, - заявляет креативный директор агентства коммуникаций NetProfit Руслан Лагутин. - Check-mark - это стандартный значок, как, например, сердечко. Другой вопрос, что при регистрации нового товарного знака у Bercut могут возникнуть проблемы". При регистрации нового товарного знака "Роспатент" проводит специальную экспертизу, которая исключает возможность появления "тождественного товарного знака" у двух разных компаний. "Divizion может подать жалобу в "Роспатент" или обратиться в суд, однако, похожие знаки могут встречаться в разных классах Международной классификации товарных знаков и услуг (МКТУ) и это не является нарушением", - комментирует правовую сторону проблемы независимый юрист Александр Титов. В Bercut сообщили, что сейчас идет регистрация знака с новым изобразительным элементом, но уточнять, по какому именно классу он будет зарегистрирован, не стали. От аналогичных комментариев воздержались и в пресс-службе Divizion.

Между тем, аналитики уверены, что петербуржской IT-компании воспользоваться в корыстных целях элементами фирменного стиля Divizion не удастся. "Для клиентов Bercut "галочка" Divizion не значит ничего, да и портить репутацию при проведении ребрендинга смысла никакого нет", - уверен аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. В России в принципе большие проблемы с брендами, сокрушается старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина. "Однако, в случае с Bercut похожесть двух логотипов не так страшна, ведь у компаний совершенно разная целевая аудитория", - замечает эксперт.

Тематики: Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: