18 июля Владимир Путин провел заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Особое внимание было уделено технологическому развитию, которое президент назвал "огромным вызовом для страны". По направлению сквозных технологий он отметил успехи отдельных компаний. "Конечно, есть и положительные результаты. Особенно хотел бы отметить прогресс, достигнутый Сбербанком в области искусственного интеллекта, РЖД - по направлению квантовых коммуникаций, "Росатома" - в области композиционных материалов", - сказал он.
"Однако в целом эту работу признать уж особенно успешной тоже нельзя: пять из 13 направлений не реализуются, по остальным реализация не достигнута у не менее чем 20% целевых показателей, и, конечно, в 2022 году эти показатели не будут достигнуты, - заявил Владимир Путин. - Скромные результаты продемонстрированы по направлениям, за которые ответственен "Ростех". Я знаю, там сейчас коллеги будут говорить "финансирования не хватает", еще что-то, но я просто констатирую сам факт того, что происходит, - в том числе по проектам создания сетей пятого поколения, развитию производства оборудования для широкого внедрения интернета вещей, а проект по развитию микроэлектронной отрасли пришлось полностью перезагружать в прошлом году".
Президент предложил закрепить за каждым направлением сквозных технологий ответственного вице-премьера и возложил распределение соответствующих функций и дальнейший общий контроль на председателя правительства Михаила Мишустина: "Считаю целесообразным за каждым направлением закрепить ответственного в ранге вице-премьера. У нас Андрей Рэмович [Белоусов] отвечает за все, за всю эту "поляну", но мне представляется целесообразным, чтобы под его руководством - и просил бы председателя правительства [М.Мишустина] потом контролировать все, что происходит, - наметили "грядку" для каждого заместителя председателя правительства. Я просил бы председателя [правительства] взять реализацию высокотехнологичных направлений на особый контроль так, как это уже произошло по проекту развития микроэлектроники. Здесь первые шаги сделаны, надеюсь, что работа пойдет более интенсивно в ближайшем будущем".
Напомним, что термин "сквозные цифровые технологии" впервые введен в изначальной версии программы "Цифровая экономика РФ", утвержденной распоряжением правительства 28 июля 2017 г. В том документе зафиксировано девять сквозных технологий - большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности. Впоследствии этот список корректировался. Например, в мае 2019 г. президиум АНО "Цифровая экономика" сократил перечень сквозных технологий до шести, выбросив большие данные, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорику.
Затем термин "сквозные технологии" перекочевал в федеральный проект "Цифровые технологии", ставший одним из элементов программы "Цифровая экономика". Паспорт этого проекта утвержден 4 июня 2019 г., и его первой целью заявлено "Создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок". Словосочетание "сквозные технологии" встречается в тексте федпроекта "Цифровые технологии" 44 раза.
В 2021 г. российское правительство трансформировало понятие "сквозные технологии" в "высокотехнологичные направления" (ВТН)/"высокотехнологичные области" (ВТО).
Однако уже весной текущего года стало известно, что правительство поручило Минцифры к 1 июня 2022 г. разработать новый подход к "сквозным технологиям". 18 мая в ходе ток-шоу "Рунет сегодня и завтра" на форуме РИФ министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев сообщил о совещании с правительством, на котором обсуждали идею перезапуска "сквозных технологий". "Мы получили поручение - к 1 июня разработать новый подход к этой истории", - сказал он тогда.
Также в ходе вчерашнего заседания Владимир Путин заявил о необходимости широкого вовлечения в процесс цифровой трансформации не только госкомпаний, но и частного бизнеса. И в целом широкая цифровая трансформация должна пронизывать каждую отрасль, предприятие, социальную сферу, систему государственного и муниципального управления, "войти в жизнь каждого человека и каждой семьи".
Президент также призвал создать механизм привлечения частных инвестиций в высокотехнологичные компании: "Необходимо в короткие сроки сформировать такие механизмы в российской финансовой системе, чтобы быстрорастущие российские компании могли привлекать отечественный частный капитал под свое развитие. Очень рассчитываю на обстоятельные предложения и Министерства финансов, и Банка России". Также дано распоряжение увеличить бюджетное финансирование подготовки ИТ- и инженерных кадров, которых не хватает.
Вице-премьер Андрей Белоусов на заседании обратил внимание, что Россия существенно отстает в части внедрения новейших разработок в экономику: "Если смотреть на объем инновационной продукции в общем объеме продаж как на индикатор вклада технологий в экономику, Россия далеко не в лидерах. Доля такой продукции у нас составляет 6%, а в лидирующих странах - 20-27%".
Андрей Белоусов также отметил реализацию технологических соглашений с компаниями-лидерами. В 2019 г. правительство РФ выступило с предложением дать ряду крупных российских компаний полномочия по разработке и принятию подробных дорожных карт, предполагающих развитие высокотехнологичных направлений.
По словам Андрея Белоусова, за три года действия соглашений картина сложилась достаточно пестрая и неоднозначная.
Андрей Белоусов отметил, что по целому ряду направлений имеются значимые результаты в виде созданных технологий, доведенных до уровня промышленных образцов, производства новой продукции, а по отдельным из них Россия достигла паритета или занимает лидирующее положение по отношению к ведущим странам мира. К ним относится ряд технологий искусственного интеллекта, особенно в части алгоритмов, компании-лидеры - Сбербанк и РФПИ; технологии новых материалов - "Росатом"; квантовое вычисление - "Росатом"; квантовые коммуникации - РЖД; коммуникационные интернет-технологии - "Ростелеком"; генетические технологии - "Роснефть".
При этом Андрей Белоусов обратил внимание, что успехи во внедрении технологий прямо пропорциональны объему ресурсов, которые компания-лидер инвестирует в развитие технологий. "В 2020-2021 гг. в развитие соответствующих сквозных технологий, по данным Минэкономразвития и самих компаний, Сбербанк вложил 20 млрд руб., "Росатом" - 14 млрд, РФПИ - 3,5 млрд, РЖД - более 2 млрд. В то же время "Ростех", отвечающий за шесть направлений, вложил всего 1,1 млрд руб., а "Россети" - вообще ничего", - заявил Андрей Белоусов.
Он предложил перевести соглашения с компаниями-лидерами в открытый формат, предусмотрев возможность присоединения к соглашению консорциумов и отдельных компаний с целью развития конкуренции. Утвердить единые правила формирования дорожных карт, включив целевые показатели, в том числе количество стартапов, разработанных продуктов, патентов, выпуск инновационной продукции. Организовать независимую научно-техническую экспертизу результатов соглашений - сегодня такая экспертиза отсутствует. Кроме того, он предложил увеличить бюджетное финансирование мероприятий в рамках дорожных карт в объеме не менее 100 млрд руб. на период 2023-2025 гг.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко в ходе заседания заявил, что на полное преодоление последствий санкций и ухода с российского рынка зарубежных вендоров уйдет не более пяти лет: "Мы уверены, что эти ограничения не повлияют на конечные сроки достижения показателей по цифровой зрелости, потому что правительство очень оперативно скорректировало механизмы достижения поставленных целей и по поручению премьера выделены уже из Резервного фонда правительства дополнительные бюджетные средства в размере 21,5 млрд - именно на ускоренную разработку и внедрение российских решений в тех местах, где они сейчас крайне необходимы".
При этом, по его словам, происходит не слепое копирование зарубежных продуктов, а создание конкурентоспособных решений с экспортным потенциалом. "Наша задача - гарантировать конкурентоспособность наших решений на глобальном рынке. Это, по сути дела, обеспечит им экспортный потенциал. Мы ставим задачу вендорам, чтобы три четверти своей выручки от внедрения этих технологий и получения денег за их поддержку они планировали на зарубежных рынках. И это, я считаю, возможно", - заявил Дмитрий Чернышенко.
Также он предложил распространить требование по обязательному переходу на отечественное ПО не только на госкомпании, но и на все значимые объекты КИИ вне зависимости от формы собственности их владельцев. Другой задачей является создание единого каталога и категорирование всех значимых объектов КИИ, чтобы исключить такие ситуации, когда сама компания добровольно, по своему усмотрению относит какие-то важные информационные системы к значимым объектам КИИ, а какие-то - нет.
Яков Шпунт