Идея академии появилась в 2003 году, а с сентября 2004 года обучение по программе «Академия информатики для школьников» было начато в петербургском государственном политехническом университете. Авторами идеи, разработчиками концепции и руководителями программы «Академия информатики для школьников» являются директор Института государственного управления и информатизации СПбГПУ Александр Речинский и декан факультета переподготовки специалистов СПбГПУ Александр Щукин. Учебные курсы разрабатывались и поддерживаются ведущими преподавателями ФПС СПбГПУ. Слушатель академии может выбрать одно из трех направлений: «Разработка программного обеспечения», «Компьютерный дизайн» и «Современные сетевые технологии». Общая продолжительность обучения каждой специализации составляет четыре семестра. Учебный план каждого семестра составлен таким образом, чтобы логически завершить определенный раздел в области информационных технологий.
Отчитываясь о проделанной в последнем семестре работе, Александр Речинский отметил, что недавно были введены два новых компьютерных класса, оснащенных современной техникой. Для детей, обучающихся по специальности «Современные сетевые технологии», с целью ознакомления с профессиональным рынком труда была проведена экскурсия в OCS, где учащимся была показана работа компании «изнутри». Также в рамках экскурсии был организован телемост с московским отделением «Национальной компьютерной корпорации». Еще одна совместная инициатива академии и НКК – издание книги «Найди себя на рынке ИКТ». Среди других изменений в работе академии – кардинальное изменение информационного наполнения корпоративного сайта. Теперь в режиме on-line родители могут узнать всю необходимую информацию, такую как расписание занятий, списки групп, посещаемость ребенком занятий, его оценки, дополнительные домашние задания, предлагаемые для самостоятельного изучения. Кроме того, на сайте был создан форум, где родителям предлагается высказывать свое мнение и вносить предложения. С февраля планируется начать рассылку обо всех новостях академии.
Особенность этого образовательного проекта – в нем принимает участие несколько ИТ-компаний, включая Borland, НКК (она представлена «Аквариусом» и OCS), ассоциация «Руссофт», а также розничная сеть «Компьютер-центр «Кей». Специалисты этих компаний также участвуют в разработке учебных программ. По словам Александра Речинского, передача их опыта поможет ребятам в дальнейшем стать более востребованными на рынке труда. Говоря о своем участии в проекте, представители компаний также отметили большую заинтересованность, что выражается в возможности воспитания будущих кадров, потенциальных партнеров и заказчиков. Особо была выделена необходимость подготовки специалистов по схеме: школа – вуз - поствузовское образование. «Для того чтобы правильно подготовить специалиста, нужно заниматься его профессиональной ориентацией, начиная со школы. Обычно, поверхностно изучая широкое количество предметов, студент не приобретает тех знаний, которые необходимы на реальном рабочем месте. В результате сейчас на рынке катастрофически мало настоящих специалистов. Как следствие, многие проекты идут медленно и не достигают необходимой стадии развития. Поэтому мы, как бизнесмены, видим определенный интерес в сотрудничестве с вузами. Таким образом, мы получаем доступ к человеческим ресурсам и можем сами в дальнейшем выбирать для себя специалистов», – считает член совета директоров НКК Антон Циценко. Схожего мнения придерживается директор по работе с региональными представительствами компании OCS Олег Клейман. По его словам, в дальнейшем компания планирует сотрудничество и с другими крупнейшими вузами России. На данный момент академия совместно с OCS заканчивает разработку учебного курса «Системы хранения данных».
Еще одной компанией, которая принимала участие в разработке учебной программы, является компания Borland - с февраля 2006 года обучение по специальности «Разработка программного обеспечения» будет вестись совместно с ее штатными специалистами. «Мы имеем представление о том, какие навыки должен получить молодой человек, чтобы занять свое место в ИТ-компании. Поэтому мы разработали собственные курсы по технике программирования при школах», - говорит заместитель директора по кадрам петербургского центра разработок корпорации Borland Борис Мегорский. Напомним, что для Borland это не первый образовательный проект, в котором компания участвует на постоянной основе. В мае 2005 года она анонсировала открытие в Петербурге собственной академии на базе СПбГУ ИТМО (см. выпуск новостей от 25 мая 2005 г.). Первые вступительные тесты для студентов, желающих получить дополнительное образование в петербургской Академии Borland, состоялись 12 сентября 2005 года. Отметим, что за выпускниками академии останется право свободного выбора рабочего места, однако желающие войти в штат компании Borland получат преимущество. Впрочем, возможность пройти стажировку в филиале корпорации Borland у студентов есть уже в процессе обучения (см. выпуск новостей от 12 сентября 2005 г.). «Подобное сотрудничество является одним из шагов по устранению дефицита кадров на петербургском рынке, возникшего в прошлом году из-за прихода на рынок несколько новых зарубежных IT-компаний, которые привлекли большое количество специалистов», - резюмирует президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров.
На вопросы корреспондента spbIT.ru ответила директор по корпоративным коммуникациям «Национальной компьютерной корпорации» Ольга Литвинова.
Расскажите, пожалуйста, об образовательной деятельности НКК.
- Сегодня каждая большая компания считает своим долгом поддерживать какие-либо социальные и образовательные проекты. У НКК такой проект – «Академия «Национальной компьютерной корпорации»». Мы начали его два года назад, когда заключили первое соглашение с Московским институтом радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА). В рамках этого московского проекта мы поставили технику в Лицей информационных технологий на Воробьевых горах, оснастили школьно-студенческое конструкторское бюро, принимаем участие в проведении локальных конкурсов и олимпиад лицея, поддерживаем преподавание информатики в нем. Следующий уровень «Академии НКК» – поддержка студентов МИРЭА, а именно двух его факультетов - ВМС и кибернетики. В рамках дисциплин по выбору мы взаимодействуем с преподавательским составом, например, создали курсы лекций по безопасности, менеджменту в ИКТ. Лучшим студентам мы платим стипендии. Еще мы помогли открыть на базе МИРЭА сетевую академию Cisco. Следующий этап – работа с аспирантами. В этом аспекте мы участвуем в организации и обеспечении призового фонда конкурса научных работ «Современные информационные технологии в управлении и образовании», который МИРЭА и НКК проводят совместно с НИИ «Восход» и ассоциацией «Сириус». В феврале 2006 года она пройдет в шестой раз.
Почему вторым учебным заведением в программе НКК стал петербургский вуз?
- Петербург - второй по значимости регион для НКК после Москвы. Договор с СПбГПУ мы заключили в сентябре 2005 года. Это начало тиражирования нашего опыта, накопленного в процессе сотрудничества с МИРЭА. Здесь, как и в Москве, базовый уровень представляет «Академия информатики для школьников». Далее сотрудничество развивается по несколько иным схемам. Поддержка среднего уровня - высшего образования – выражается в том, что мы предоставляем хорошие скидки для оснащения компьютерных классов в Политехническом университете. Что касается второго высшего образования и повышения квалификации, то оно осуществилось следующим образом. Компания OCS предоставила специалистам университета оборудование, изучив которое они разработали образовательный курс «Системы хранения данных».
Какой вуз будет вашим следующим партнером в проекте «Академия НКК»?
- Недавно мы начали работать с петербургской Инженерно-экономической Академией. Выпускники этого вуза также нам интересны.
Какие цели ставит перед собой НКК, поддерживая образование?
- Есть цели прагматичные, а есть - более глобальные, и те и другие очень важны. Прагматичная сторона вопроса – наша заинтересованность в кадрах. Нам хотелось бы, чтобы те ребята, которые приходят к нам после вузов, как можно быстрее преодолевали этап профессиональной адаптации. Пусть не все из них придут именно в НКК. Главное, они придут в информационное общество, которое мы начинаем строить, а они подхватят наше начинание. С другой стороны, как я уже говорила, крупный бизнес должен быть социально ответственным. Но все же я вижу этот проект скорее не как социальный, а как инвестиционный – к нам вернутся те деньги, которые мы тратим на поддержку обучения. Инвестиции сложно подсчитать: это и прямая финансовая помощь, и призы, и скидки на закупку техники.
Как с помощью ваших образовательных программ решаются кадровые вопросы корпорации?
- «Академия НКК» работает лишь второй год. Те студенты, которые учатся на наших программах в МИРЭА, пока что закончили только 4-й курс. Поэтому количество тех, кто уже устроился к нам работать, – пока всего около 15 человек. Кроме того, студенты проходят у нас практику. Схема такова: практику студент проходит у нас бесплатно, но затем, когда он начинает писать дипломный проект, в зависимости от глубины и качества его работы, мы можем взять его на полставки или на четверть ставки. Когда же для студентов наступает этап защиты дипломных проектов, то тех из них, кто нас устраивает, мы принимаем в штат.