В России появится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки. С ее помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Об этом говорится в Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 г., которую утвердил председатель правительства Михаил Мишустин.
Новая платформа объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на нее будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки. Концепция станет базой для создания системы "социального казначейства". "Социальное казначейство" разрабатывается в рамках общенационального плана по восстановлению экономики, который Михаил Мишустин утвердил в 2020 г.
Концепция содержит подробный перечень мероприятий. Среди ближайших из них - проведение эксперимента не менее чем в семи пилотных регионах по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном порядке. Для этого региональные власти переведут работу по начислению пособий, компенсаций и льгот на единую цифровую платформу. Такую практику планируют распространить по всей стране. Также в 2021 г. заработает единый контакт-центр. Концепция предполагает постепенный перевод к 2025 г. всех мер социальной поддержки в электронный формат.
Михаил Мишустин напомнил, что такой подход уже протестирован в прошлом году, когда семьям с детьми автоматически начислялись президентские выплаты. "Необходимо, чтобы все меры социальной поддержки можно было получать так же быстро и удобно. Это то, к чему мы стремимся в своей работе", - подчеркнул глава правительства.
Генеральный директор компании ADV Алексей Персианов отметил, что для того, чтобы принять решение по социальной выплате, нужно проанализировать множество данных из разных ведомств и источников. "Государство уже получило доступ к большому количеству разного рода данных, не без участия Михаила Мишустина, и развитие системы, позволяющей быстро и эффективно работать с этими данными, - закономерный процесс. Вопрос в том, в какой степени готова сейчас ИТ-среда, позволяющая анализировать данные из различных ведомств, и можно ли на этой среде реализовать данную задачу. До недавнего времени низкая доля переиспользования ИТ-средств была слабой стороной государственного ИТ. Зачастую один и тот же функционал реализовывался разными ведомствами раздельно, фактически дублировался. Это порождает лишние затраты и различия в структуре данных и алгоритмах, которые в свою очередь затрудняют обмен данными между ведомствами и системами, - комментирует Алексей Персианов. - Новая система - это в первую очередь экономия времени государственного аппарата на обработку заявлений и проверкк документов. Сейчас человек подает заявление, приложив к нему распечатанные документы, а один или несколько госслужащих рассматривают это заявление, документы и основания. Автоматизация этого процесса, когда программа выбирает документы и признаки, связанные с человеком, решает, что ему пора заплатить, и просто платит, позволит сократить затраты на занятых в обработке заявлений чиновников и сделать выплаты прозрачными, снизить количество ошибок".
Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов подчеркнул, что речь идет пока не о государственной информационной системе, а о концепции развития государственных мер социальной поддержки. "Россия - лидер среди государств в цифровизации госуправления. Часть задач, которые поставлены правительством в концепции, ранее уже успешно решались - например, в рамках создания портала Госуслуг и МФЦ. Так будет организован единый электронный интерфейс социальных услуг, продублированный человеческой поддержкой - колл-центр, центры занятости, пенсионные фонды и т.д. Для успешной работы таких интерфейсов потребуется перейти на новый уровень межведомственного взаимодействия. Новизна концепции заключается в адаптации теории подталкивания, которая развивается в Великобритании и США с 2008 г. Когда мы говорим о беззаявительных процессах социальной помощи и проактивном уведомлении граждан о возможности получения социальной помощи, это действительно прорыв, причем не в цифровизации, а в управлении поведенческими особенностями общества. Ранее список сервисов на портале Госуслуг представлял собой "меню", с помощью которого самые активные пользователи получали доступ к необходимым опциям. Сейчас государство намерено максимизировать количество граждан, которые будут пользоваться социальными услугами. Самое интересное в том, что, хотя мы начали заниматься "подталкиванием" довольно поздно, наш задел в цифровизации госуслуг может позволить не только быстро догнать лидеров, но добиться даже более существенных результатов, чем в США и Великобритании, - считает Андрей Шолохов. - Что касается безопасности подобных нововведений, то особое внимание стоит обратить не на кибербезопасность, а на социальную безопасность. Например, одни услуги могут активно подталкиваться, а другие замалчиваться, а значит, вопросы этичности реализации подобной концепции должны быть учтены и уточнены".
Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев уверен, что концепция цифровой трансформации социальной сферы - не менее амбициозный и затратный проект, чем довольно успешно проведенная Михаилом Мишустиным цифровая трансформация Федеральной налоговой службы. "Создание так называемого социального казначейства потребует обращения к компетенциям тысяч специалистов в сфере разработки, интеграции, тестирования, кибербезопасности и т.д. Затраты на создание единой цифровой платформы социальной сферы можно оценить примерно в 20-25 млрд руб., причем значительные суммы также нужно предусмотреть на эксплуатацию системы. Система "социального казначейства", безусловно, направлена на устранение многих барьеров, повышение удобства граждан, минимизацию ошибок государственных служб. Вместе с тем создание подобной системы, где будут храниться многие терабайты данных о гражданах, повышает риски информационной безопасности. А значит, снижать эти риски необходимо путем выполнения сложных и дорогостоящих мероприятий по защите конфиденциальной информации - как от кибератак, так и от возможных утечек, связанных с действиями операторов системы. Нельзя забывать, что стоимость мероприятий по взлому подобной системы всегда будет существенно ниже, чем бюджет на ее защиту", - прокомментировал Андрей Арсентьев.
Заведующая кафедрой страхования университета "Синергия" Ирина Логвинова напомнила, что Концепция цифровой трансформации социальной сферы - это продолжение "Плана мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, учреждений медико-социальной экспертизы", который был утвержден еще в конце 2018 г. "Планируемая цифровизация в социальной сфере приведет к экономии. Речь идет о трудозатратах на получение различных пособий, пенсий и других выплат, что имеет большое значение для комфортного существования граждан России. Цифровая трансформация социальной сферы изменит форму взаимодействия между государственными учреждениями и гражданами нашей страны, но не затронет сути экономических отношений, которые не являются страховыми. В итоге такая трансформация должна привести к экономии средств, направляемых на администрирование пенсионных и иных социальных выплат. Представляется, что отрицательные моменты цифровой трансформации могут быть связаны только с общими рисками цифровизации - нестабильная интернет-связь, перебои с подачей электроэнергии - или с человеческим фактором -ошибками при оцифровке данных конкретных граждан и, как следствие, трудностями в получении ими социальных выплат", - сказала Ирина Логвинова.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал отметил, что в стране растет компьютерная грамотность граждан, пожилые россияне стали чаще пользоваться онлайн-сервисами для покупки продуктов, оплаты ЖКУ и заказа товаров. "Поэтому возможность получения электронных услуг будет экономить гражданам много времени - это идеальный вариант в случае болезни или высокой занятости, - и делать работу системы более прозрачной и доступной. При этом государство не будет полностью отказываться от центров доступа в городах. У населения просто будет больше выбора - пользоваться электронными услугами либо приносить документы самостоятельно", - пояснил Павел Сигал.
Юлия Мельникова