Итоги ухода Spotify из России
Шведский стриминговый сервис Spotify представил результаты работы за I квартал 2022 г. Наиболее интересными из них оказались данные по числу отключенных пользователей из России.
За отчетный период Spotify отключил 1,5 млн платных пользователей в России. В апреле в России было отключено еще 600 тыс пользователей. Таким образом, всего Spotify потерял в России 2,1 млн платных пользователей. Общее число пользователей сервиса в мире, имеющих подписку, составляет 187 млн. То есть на Россию приходилось 1,2% от общего числа платных пользователей Spotify. Среднее ежемесячное количество активных пользователей Spotify в мире составляет 422 млн. В платном режиме пользователи Spotify не слышат рекламу, а также могут слушать треки офлайн и в более высоком качестве.
Как Spotify приходил в Россию и уходил из страны
Spotify много лет вел переговоры о выходе на российский рынок – начиная с 2014 г. Выход состоялся в 2020 г и стал для Spotify самым успешным из всех новых запусков сервиса. В 2021 г Spotify был вторым по популярности, после «Яндекс.Музыки», музыкальным сервисом в России. Согласно бухгателтерской отчетности российской «дочки» Spofity – ООО «Спотифай», – ее выручка в 2021 г составила 983 млн руб, прибыль от продаж – 52,7 млн руб.
С началом специальной военной операции России в Украине Spotify закрыл свое российское представительство, однако сервис некоторое время еще продолжал работать в России. Затем Spotify решил отказаться от платных подписок в России: существующие пользователи могли продолжать пользоваться сервисом до истечения срока подписки.
Впрочем, у российских пользователей какое-то время оставалась возможность пользоваться Spofity в бесплатном режиме. Затем Spotify полностью прекратил работу в России и удалил свое приложение из российских версий магазинов мобильных приложений.
Итоги ухода Netflix из России
С началом специальной военной операции России в Украине из России ушел целый ряд зарубежных интернет-сервисов. Среди них и онлайн-кинотеатр Netflix.
Ранее, из отчетности Netflix за I квартал 2022 г, стало известно, что в России сервис потерял 700 тыс платных пользователей. В результате вместо прогнозируемого сервисом прироста числа платных пользователей за I квартал 2022 г в диапазоне 2,5 – 4 млн, у сервиса был отток общего числа пользователей в размере 500 тыс. После публикации отчетности котировки акций Netflix на американской бирже NASDAQ упали на 26%.
Общее число платных пользователей Netflix в мире составляет 221,6 млн, из них на регион EMEA (Европа – Ближний Восток – Африка) приходится 73,7 млн. То есть на Россию приходилось 0,3% от общего объема абонентской базы Netflix в мире и 1% от общего числа платных пользователей в регионе EMEA.
Как Netflix приходил в Россию и уходил из страны
В России Netflix заработал в 2016 г. Однако тогда же в России был принят закон, касающийся онлайн-кинотеатров, согласно которому иностранцы не могут владеть в подобного рода сервисах более чем 20%, если они не ориентированы преимущественно на жителей России. Для выполнения требований этого закона в 2020 г Netflix нашел партнера в России: им стала «Национальная МедиаГруппа» (НМГ), которая создала оператора Netflix в России – компанию «Развлекательный онлайн-сервис».
В конце 2021 г упомянутая компания вошла в реестр онлайн-кинотеатров, который ведет Роскомнадзор. Также Netflix активно закупал российские сериалы для их демонстрации на глобальном рынке и заказывал съемки телесериалов в России. Согласно бухгалтерской отчетности ООО «Развлекательный онлайн-сервис», выручка компании в 2021 г составила 4,2 млрд руб, прибыль от продаж – 406,7 млн руб.
С началом специальной военной операции России в Украине Netflix объявил, что не будет выполнять требование российского законодательства, обязывающего онлайн-кинотеатры транслировать сигнал общедоступным телеканалов. Также сервис прекратил работы по съемки новых сериалов в России.
Затем последовало решение полностью прекратить работу в России. У российских пользователей подписка продолжает работать до окончания ее срока действия без возможности продления.