Кризис пока несильно отразился на темпах роста рынка ШПД, отмечают аналитики. По докризисным прогнозам J’son & Partners, число абонентов на конец года должно было вырасти до 11 млн. Однако такая тенденция сохранится ненадолго. «Кризис спровоцировал снижение спроса потребителей на некоторые услуги, в том числе и на связь», — констатирует аналитик J’son & Partners Григорий Бецков. По данным iKS-Consulting, объем рынка в денежном выражении по итогам 2008 года составит 2,3 млрд долл., а в следующем достигнет 2,9 млрд долл.
Участники рынка признают, что пока влияние кризиса на их бизнес отмечается слабо. Но в дальнейшем им придется снизить расходы на привлечение новых абонентов, и темпы прироста пользователей будут сокращаться. «В 2009 году мы ожидаем как падение темпов прироста абонентской базы, так и снижение ARPU. По нашим прогнозам, совокупная абонентская база услуг ШПД в следующем году вырастет лишь на 15%. ARPU в корпоративном секторе снизится на 20%, в сегменте физлиц — на 6%», — прогнозирует генеральный директор «ЭР-Телекома» Андрей Семериков.
В этом году большинство участников рынка завершили строительство сетей в своих ключевых регионах и развивались наиболее активно в первом полугодии, отмечает президент Ассоциации кабельного телевидения России и совладелец «Акадо» Юрий Припачкин. «Теперь операторы временно освобождены от инвестирования в инфраструктуру и в основном вкладываются в привлечение новых абонентов. При этом расходы на маркетинг всегда можно сократить и получать чистую прибыль — этого потока наличности крупным игрокам рынка должно хватить, чтобы расплатиться со всеми кредиторами и поставщиками оборудования», — пояснил г-н Семериков. По прогнозам «Акадо», рынок ШПД-услуг продолжит развитие, рост в следующем году составит около 20%.
Президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев говорит, что в условиях кризиса в 2009 году не стоит ожидать от операторов активной экспансии в регионах, которая наблюдалась в течение 2008 года. При этом участники рынка отмечают, что займутся модернизацией инфраструктуры в городах присутствия. 2008 год стал переломным для развития ШПД в России, считает директор по развитию ШПД «ВымпелКома» Александр Малис. «В 2008 году стоимость трафика существенно снизилась, и пользователи получили доступ к более высоким скоростям за те же деньги или даже меньшие», — пояснил он.
По данным J’son & Partners, 57% рынка контролируют крупные провайдеры (абонентская база свыше 100 тыс. человек), 15% — средние игроки (от 20 тыс. до 100 тыс. абонентов) и 28% — мелкие (до 20 тыс. абонентов). «Консолидация продолжится, в кризисных условиях мелким игрокам будет труднее выжить без поддержки крупных. Поэтому доля крупных игроков в следующем году превысит 60%», — говорит аналитик J’son & Partners Григорий Бецков.
Александр Дементьев, Елизавета Серьгина