Стоимость лицензий хотят поднять на три порядка

В Го­сударс­твен­ную Ду­му пос­ту­пил пра­витель­ствен­ный за­коноп­роект, пред­по­лагаю­щий уве­личе­ние раз­ме­ра го­сударс­твен­ной пош­ли­ны за пре­дос­тавле­ние ли­цен­зий на осу­щест­вле­ние дея­тель­нос­ти в об­ласти ока­зания ус­луг свя­зи с 7,5 тыс. руб. до 1 млн руб.

Документ разработан во исполнение указания президента РФ от 12 января 2022 г. о недопущении на рынок телекоммуникационных услуг недобросовестных операторов связи, не выполняющих обязательные лицензионные требования в части внедрения СОРМ. Как сообщили в пресс-службе Минцифры, большое количество операторов нарушают требования по установке СОРМ, а получив штраф, сразу же пишут заявление на прекращение лицензии и оформляют новую.

"В России работает более 10 тыс. операторов связи, которым выдано более 28 тыс. лицензий. Чтобы оказывать услуги связи, оператор обязан соблюдать законодательство. Одно из требований - установка на сетях связи системы оперативно-разыскных мероприятий. С ее помощью правоохранительные органы предотвращают и раскрывают преступления. Соблюдать законодательство и устранять нарушения готовы не все. Когда Роскомнадзор выявляет нарушение, недобросовестные операторы пишут заявление о прекращении лицензии и сразу оформляют новую. Оператору сделать это несложно - получить лицензию можно всего за 7,5 тыс. руб. Повышение стоимости лицензии будет мотивировать операторов выполнять необходимые условия. Планируем, что нововведение вступит в силу в 2024 г. и коснется только новых лицензий. Важно, что действующие операторы смогут продлевать лицензии на прежних условиях - за 7,5 тыс. руб.", - сообщили ComNews в пресс-службе Минцифры.

"Телефонные звонки об угрозах террористических актов и с мошенническими целями осуществляются с использованием подмены номера, и в связи с этим обнаружить местонахождение звонившего затруднительно. Эти действия причиняют значительный ущерб интересам государства и общества, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - По данным МВД России, ущерб, связанный с заведомо ложными сообщениями о минировании торговых центров, больниц, школ, университетов и других объектов с большим скоплением людей, возрастает с каждым годом и составляет сотни миллионов рублей в год".

Руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти АО "Тинькофф Банк" Михаил Быковский на круглом столе "Вектор законодательного регулирования антифрода: требуется ли корректировка направления?", который проходил в рамках VIII Банковской юридической конференции "Банки в эпоху кардинальных перемен: аспекты права", обратил внимание, что оказание услуг по приземлению трафика, в том числе и мошенникам, является одной из главных статей дохода для мелких операторов. Они пользуются тем, что полная отработка цепочек звонков происходит медленно. Поэтому штрафов они не боятся.

"Увеличение стоимости получения лицензий в области связи до размеров, сопоставимых с размером штрафа за административное правонарушение в части внедрения СОРМ и стоимостью подключения соответствующего оборудования или его аренды, приведет к сокращению недобросовестных операторов связи, а также повышению эффективности выполнения требований законодательства об обеспечении СОРМ со стороны операторов связи, мотивированных на качественную и добросовестную работу", - полагают авторы законопроекта.

К.ю.н., член рабочей группы при правительстве РФ, генеральный директор консалтинговой фирмы "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что введение данной нормы приведет к снижению конкуренции, прежде всего на рынке операторов "последней мили", причем не только голосовой связи, но и доступа в интернет, и последнее никак не отражено в пояснительной записке к законопроекту. Произойдет это не одномоментно, а приблизительно через два года. При этом небольшие операторы, которые не купили оборудование СОРМ, уже через год-два начнут массово продаваться. И в целом, сославшись на сотрудника одного из регуляторов, Дмитрий Галушко назвал главной целью данного законопроекта именно снижение количества малых операторов, поскольку нынешнее их количество контролировать невозможно.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, конкуренция на рынке не снизится. Заявленная сумма вполне по силам любым реально работающим операторам. Данная мера, однако, сможет отсечь мошенников или тех, кто обзавелся лицензией, "чтобы была". Во всех странах операторская лицензия стоит заметных денег, и это является фильтром для заведомо недобросовестных игроков. В России эта цена не просто низкая, а аномально низкая, и этим пользовались для организации разного рода схем, часто сомнительных, на грани нарушений закона или в так называемой серой зоне, которая находится вне регулирования. Так что бенефициаром тут является государство. Хотя повышение стоимости услуг у ряда операторов эксперт все же допустил. Но, по его мнению, данный законопроект принесет больше пользы.

"Изменение стоимости лицензий для операторов связи - в сторону увеличения - действительно связано с реализацией СОРМ. На крупных операторов нововведение никак не повлияет. Во-первых, для крупного оператора сумма в 1 млн руб. за лицензию не является чем-то катастрофическим. Во-вторых, крупные операторы уже давно подключились к СОРМ и выполняют требования закона Яровой, - уверен независимый эксперт в области ИТ и телекоммуникаций Вадим Плесский. - Новый законопроект затронет небольших и средних по размеру операторов. Добросовестные операторы в результате полностью выполнят требования по СОРМ, к чему и стремится государство. Остальные с большой вероятностью прекратят оказание услуг связи. Для подавляющей части населения РФ и большинства компаний - потребителей услуг связи это окажется незаметным. Но стоимость услуг связи может повыситься. Впрочем, в условиях высокой инфляции вряд ли этим уже можно кого-либо удивить".

В пресс-службе Минцифры также считают, что на конкуренции и уровне цен новые меры не скажутся: "На стоимость услуг нововведение не повлияет. Все действующие операторы продолжат работу на старых условиях, их изменения не затронут. ФАС и Минцифры следят за стоимостью тарифов. При подозрении на нарушения ФАС проводит проверки. Напомним, что, по рекомендациям Минцифры, в этом году ФАС утвердила методические рекомендации, согласно которым тарифы не могут расти выше инфляции".

"В пояснительной записке к этому законопроекту ссылаются на поручение президента РФ от 12 января 2022 г., однако текст поручения не приводится. А ведь в тексте президент РФ Владимир Путин ставил задачу иначе: устранить мошенничество на сети связи общего пользования, уберечь граждан от мошенников. К сожалению, авторы законопроекта эту задачу переиначили по-своему. Они исходят из того, что нужно уменьшить число операторов связи, то есть хотят создать условия, которые устранят нормальную конкуренцию, мешающую монополии - олигополии пятерки операторов, захвативших 85% рынка услуг связи. Минцифры и ФАС президент страны не ставил задачу подавления конкуренции - видимо, в этом есть заинтересованные стороны, но это уже для органов Генеральной прокуратуры и профессионалов антимонопольной направленности. Тем более что за подмену А-номера уже предусмотрена административная ответственность - ст.13.2.1 КоАП - примерно на такую же сумму", - считает генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС), член Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации России Сергей Ефимов.

По данным АОТС, в относительных показателях доля операторов, нарушающих требования по использованию СОРМ, растет. Рост количества нарушений при этом связан с ростом интенсивности проверок: в 2021 г. их количество увеличилось на 250%, о чем говорится в пояснительной записке к законопроекту. Также, как отметил источник ComNews в отрасли, по количеству нарушений нормативной базы, связанной с использованием СОРМ, крупные операторы не уступают небольшим.

"Таким образом, авторы законопроекта пытаются операторов связи представить злостными нарушителями и сосредоточением зла. Приведенный анализ заставляет усомниться в этом и задать вопрос, а создавая условия для уменьшения числа операторов и снижая конкуренцию, хорошие ли намерения у этих чиновников? Скорее всего, нет. Если же просто они не в ладах с арифметикой, то стоит ли вообще рассматривать их предложения? Так что само предложение повысить стоимость лицензий и штрафов не решает задачи улучшения работы отрасли. Видимо, кто-то не может эффективно управлять сложной системой отрасли, в которой работает 5000 операторов, пытаются оставить всего несколько десятков", - делает вывод Сергей Ефимов.

Представители ПАО "МегаФон" отказались от комментариев. В пресс-службе ПАО "Ростелеком" ограничились заявлением, что юридическая служба компании изучает документ. Остальные представители "большой четверки" не ответили на запросы ComNews.

Яков Шпунт

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование