Основной движущей силой идеи внедрения MNP в России выступила компания "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) – оператор транзитной сети для сотовых компаний по всей стране. МТТ позиционирует себя как игрока, равноудаленного от всех операторов, и предлагает свои услуги по организации переносимости сотовых номеров. Первый заместитель гендиректора МТТ Виталий Слизень заявил, что услуга MNP является неотъемлемой частью современного рынка мобильной связи. "С 2002 г. во всех странах ЕС созданы отдельные операторы, которые обеспечивают переносимость мобильного номера", - отметил он.
Идею MNP горячо поддержало Минсвязи, до сих пор сохранявшее нейтралитет по этому вопросу. "Вопрос персональной мобильности абонентов сотовых сетей сегодня является ключевым, и операторы должны активно этим заниматься", - заявил с трибуны конференции зам. руководителя департамента Минсвязи Александр Миков.
"Внедрение MNP автоматически усиливает конкуренцию на рынке, что должно быть в интересах национального регулятора", - говорит Стефан Бахлер, исследователь темы MNP из университета Цюриха. При этом он отмечает, что с вводом MNP возникает одна проблема: абонент не может определить по номеру, в сеть какого оператора он звонит, и если стоимость звонка абонентам разных сотовых компаний существенно разнится, это может привести к неожиданным для звонящего расходам.
Поначалу МТТ предлагает организовать переносимость мобильных номеров в пределах каждого субъекта федерации, а со временем обеспечить возможность перехода абонента из одной сотовой сети в другую в границах своего федерального округа. Виталий Слизень отмечает, что в США организовано семь зон "мобильности" номеров – по количеству региональных компаний Bell.
По оценке МТТ, для организации MNP в пределах субъектов федерации требуются инвестиции в оборудование на уровне $80 млн. Окупаемость проекта возникает за счет передачи дополнительного трафика, "переносящего" номер. В Европе операторы обычно взимают разовую плату на уровне 5-10 евро с абонента, уходящего к конкуренту. Кроме того, оператор, к которому пришел такой абонент, платит порядка 15 евро тому, кто его потерял, - это защищает рынок от демпинга и разовых рекламных акций, которые подталкивают абонентов к смене сети. Внедрение MNP затрагивает интересы хозяйствующих субъектов – сотовых операторов, поэтому для того, чтобы эта услуга появилась в России, требуется специальное постановление правительства либо согласованный со всеми ведомствами приказ Минсвязи. Подготовлены ли проекты таких документов, ни в МТТ, ни в Минсвязи не комментируют.
Сотовые компании по-разному оценивают перспективность MNP. "Оператор должен удерживать абонента не технологическими средствами, а маркетинговой политикой и силой брэнда. Поэтому цивилизованный бизнес предполагает наличие MNP. Для МТС наличие такой возможности было бы выгодно", - сообщил репортеру ComNews.ru первый вице-президент МТС Михаил Сусов.
"Номер мобильного телефона часто является барьером для смены оператора, - полагает вице-президент по работе с клиентами "ВымпелКома" Джери Калмес. – Для нас снятие такого барьера было бы позитивным: "ВымпелКом" предлагает множество новых продуктов, и пользователи наших конкурентов были бы рады получить к ним доступ".
Заместитель гендиректора по технике и развитию "МегаФона" Алексей Ничипоренко считает иначе. "Сегодня потеря номера не является ключевым фактором, удерживающим абонента от перехода в другую сеть. При этом для операторов услуга MNP не несет дополнительных доходов – скорее, она потребует расходов", - сказал он в беседе с репортером ComNews.ru.
Поволжская компания СМАРТС поддерживает идею MNP, но указывает на более важные задачи. "MNP создает удобство для абонента, но для ее внедрения регулятор должен создать равные условия для всех участников рынка. Пока мы видим, что операторы неравны: сегодня и у нас, и нескольких других сотовых операторов практически не осталось свободных номеров, а другие игроки получают огромные номерные ресурсы", - говорит первый заместитель гендиректора группы СМАРТС Юрий Масленников.