О том, что "Ростех" планирует приобрести тольяттинскую платежную систему "Юнион Кард", чтобы на ее базе выпускать собственную карту для работников госкорпорации, "Ъ" рассказали три источника, знакомые с планами "Ростеха". "Пока речь идет о 25% плюс 1 акции в платежной системе, однако впоследствии "Ростех" будет наращивать свою долю",— уточняет один из них. Планируется, что расчетным банком системы станет опорный банк "Ростеха" — Новикомбанк, а по итогам реализации проекта карты международных платежных систем в рамках зарплатных проектов оборонки использоваться не будут, добавляет другой источник "Ъ". Впрочем, по информации еще одного собеседника "Ъ", близкого к "Ростеху", речи о полном отказе от сотрудничества с Visa и Mastercard на данном этапе обсуждения проекта не идет.
В самой госкорпорации на подробные вопросы "Ъ" о целях и деталях сделки ответили обтекаемо. ""Ростех" рассматривает вопрос сотрудничества с платежной системой "Юнион Кард" в рамках создания современного высокотехнологичного инструмента реализации социальной политики корпорации,— заявили там.— Все подробности о проекте в случае участия в нем корпорации будут освещены после подписания сторонами соответствующих документов". В "Юнион Кард" и Новикомбанке от комментариев отказались.
Причин для стремления "Ростеха" использовать внутри своей корпорации российскую платежную систему может быть несколько, говорят собеседники "Ъ". Во-первых, это защита от угрозы санкций. Госкорпорация "Ростех", гендиректор которой Сергей Чемезов включен в самый жесткий санкционный лист США (SDN) в апреле 2014 года, интересовалась построением отечественной платежной системы с самого начала обсуждения этого проекта с весны прошлого года, рассказывают собеседники "Ъ".
"В ходе встреч в правительстве представитель "Ростеха" предлагал использовать для построения национальной платежной системы свои наработки",— вспоминает один из собеседников "Ъ". Но Национальная система платежных карт создавалась без "Ростеха". Ранее Сергей Чемезов упоминал, что перед РФ остро стоит вопрос импортозамещения критически важных технологий в области связи, телекоммуникаций, хранения и передачи данных.
С другой стороны, наращивая инвестиции в платежную систему, которая сейчас переживает не лучшие времена, "Ростех" может защитить и собственные интересы как совладельца родственной "Юнион Кард" компании-оператора "Национальные кредитные карточки" (НКК). В свое время ее создал АвтоВАЗбанк. По данным базы СПАРК, сейчас НКК на 99,9% принадлежит АвтоВАЗу, который сам на 74,5% принадлежит нидерландской Alliance Rostec Auto B.V. (совместное предприятие альянса Renault-Nissan (67,13%) и госкорпорации "Ростех" (32,87%)). Владельцами "Юнион Кард" сейчас выступают несколько юридических, в том числе офшорных, и физических лиц, формально не связанных с собственниками НКК, но обе компании выпускают совместную карту, и управляют ими одни и те же лица.
"Юнион кард" подходит на роль кэптивной платежной системы, отмечают эксперты. "Сейчас карты "Юнион Кард" практически не эмитируются, сеть их приема невелика. Еще недавно проект с точки зрения рынка был интересен тем, что только в сети приема "Юнион Кард" до недавнего времени обслуживались карты китайской платежной системы China Union Pay (CUP)",— отмечает собеседник "Ъ" в банке--участнике "Юнион Кард". В 2013 году китайская система вышла в РФ как самостоятельный игрок, и ряд банков уже эмитируют ее карты, а значит, система обслуживается в их эквайринговой сети (Газпромбанк, МТС-банк, Еврофинанс Моснарбанк и т. д.), и рыночный интерес к "Юнион Кард" снизился, добавляет он: не исключено, что в такой ситуации "Ростех" может воспользоваться уже существующими договоренностями между "Юнион Кард" и CUP для выпуска кобрендовых карт, чтобы ими можно было пользоваться за рубежом. "Владея контролем над платежной системой, госкорпорация сможет сама устанавливать тарифы в ее рамках, что намного удобнее, чем сотрудничать с чужой системой",— указывает председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов.
Ольга Шестопал