Основным впечатлением от прошедшего мероприятия можно считать то, что страна семимильными шагами движется в сторону цифрового общества. Понятно, что это везде выражено по-разному, и темпы этого движения также разные – потому, что «цифровизация» – это дело, как минимум, недешевое и непростое. Да и то, что видно с «парадного подъезда» - это, мягко говоря, не совсем то, что можно было бы увидеть где-то, скажем так, в области «черного хода» (читай – деревенской глубинки, и т.п.). Но, тем не менее, факт остается фактом – внедрение и развитие ИТ идет, и идет достаточно быстро и практически повсеместно.
Об этом свидетельствуют сделанные в ходе мероприятия доклады и со стороны бизнеса, и со стороны государства. Так, начальник управления ИТ Росимущества Александра Осипова в своем выступлении рассказала, почему и как представляемое ею агентство трансформирует ИТ-системы. В первую очередь это касается перехода на отечественное ПО в рамках программы импортозамещения.
Александра Осипова
Зачем нужно импортозамещение? Отвечая на данный вопрос, Александра Осипова отметила, что переход на отечественное и свободно распространяемое программное обеспечение не только уменьшает технологическую зависимость от иностранных вендоров, но и оптимизирует расходы на эксплуатацию ИТ, включая лицензионную поддержку и расходы на развитие и модернизацию, дает большую гибкость в выборе способов развития масштабируемости и интеграции и т.д. Поэтому логичным является переход агентства с ПО Microsoft, по которому одни только расходы на лицензии в прошлом году составили порядка 100 млн. рублей, на отечественные платформы и свободный код. Результаты этого шага не заставили себя ждать – только в области лицензионных выплат после замены ПО агентство сэкономило почти 75 млн. рублей.
Начальник департамента организации предоставления государственных услуг ПФР Евгений Турчак рассказал о планах представляемого им ведомства по созданию единой информационной цифровой платформы. В настоящее время ПФР является оператором крупнейших информационных систем, которые реализованы в поле социального обеспечения. Первая из них – Автоматизированная информационная система Пенсионного Фонда России (АИС ПФР), которая представляет собой систему внутреннего пользования, с количеством пользователей примерно в 120 тысяч, и объемом хранимых данных около 500 терабайт. Вторая – Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Она аккумулирует все те социальные выплаты и льготы, которые планируется предоставлять гражданам на всех уровнях. Эта система была передана ПФР, как оператору. Еще одна система - Федеральная система единого реестра инвалидов (ФСЕРИ). Это персонифицированная система, которая хранит всю информацию о них и о том, как можно осуществлять их реабилитацию.
Евгений Турчак: «Нашей целью является повышение доступности услуг для граждан, а услуги для них наиболее доступны, когда они предоставляются в цифровом виде»
Кроме того, в стадии разработки находятся еще две перспективные системы – электронная трудовая книжка, и зеркало негосударственных пенсионных фондов. Через ПФР осуществляется переход граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. Его задача – мониторинг того, что происходит в этой сфере.
В объединении всех этих информационных систем в единую платформу и состоит основная задача, которая сейчас стоит перед ПФР. Причем сделать это нужно так, чтобы они трансформировались в хорошо структурированную цифровую платформу в социальной сфере, встроенную в, свою очередь, в экономику страны. ПФР мог бы выступить оператором этой платформы целиком.
Чтобы этого достичь, необходимо осуществить ряд мер. В области архитектуры прикладного ПО – это полный реинжиниринг существующих систем и построение единого цифрового технологического процесса, оптимизированного как по времени, так и по ресурсам. Это необходимо для того, чтобы ликвидировать многократное дублирование программного кода в различных системах, сильно тормозящего динамическое развитие. Решением здесь может быть переход на микросервисную архитектуру: однократное создание сервиса и его последующее тиражирование.
Не обойтись, по словам спикера, здесь и без Agile. Дело в том, что, если идти стандартным путем, проходит слишком много времени от принятия решения о предоставлении услуги до ее фактического предоставления. Поэтому такие решения, как Agile, будут для ПФР приоритетными.
В своей работе ПФР выполняет различные виды деятельности, которые опираются на различные бизнес-процессы. Они, в свою очередь, опираются на технологические процессы. Все это очень разнородно, и собрать из всего этого нечто целое – большая проблема. Тут и приходит на помощь микросервисная архитектура.
В планах по реализации программы цифровой трансформации на первом этапе в ПФР видят арендный ЦОД, а затем - возможно, переход в облако. Важно здесь то, что Фонд оперирует персональными данными граждан, а они должны быть защищены соответствующим образом. Это – одна из приоритетных задач, которые Фонд ставит перед собой. В целом же задачей Фонда является быть эффективным как для граждан, так и для государства.
Что касается граждан, то, кроме защиты их персональных данных, задачами ПФР является повышение надежности и качества предоставления услуг, а также повышение их доступности. В частности - оказание таких услуг, как получение материнского капитала, назначение пенсии, и т.д., в режиме реального времени;
Для государства создание новых систем даст возможность осуществлять планирование расходов в краткосрочной, среднесрочной и даже долгосрочной перспективе. «В условиях меняющегося мира очень важно, чтобы было понятно, какими ресурсами мы располагаем, где и что тратим, и что и как можем сэкономить, чтобы все слои общества – и, в первую очередь, социально незащищенные, могли получать то, что им необходимо» - отметил Евгений Турчак.
Вопросам применения ИТ в кредитных организациях был посвящен доклад директора по работе с финансовым сектором ABBYY (Россия) Ольги Морозовой. Она отметила, что после прохождения «бумажной» и «карточной» эпох банки вступили в эпоху информационных технологий, которая принесла с собой резкое ускорение во всех областях. Одной из отличительных черт данной эпохи можно считать всеобщее «оцифровывание» - в том числе и общения. Чтобы не проиграть в борьбе за клиента, внедрить у себя цифровые процессы были вынуждены абсолютно все банки. При этом подобная «цифровизация» принесла им целый ряд выгод, из которых ключевыми можно считать:
Ольга Морозова
Одной из тенденций в последние годы является внедрение во многих областях жизни искусственного интеллекта. Не обошла эта тенденция и банковский сектор. Согласно данным, приведенным в докладе Ольги Морозовой, наибольший потенциал имеет применение искусственного интеллекта в таких банковских процессах, как управление рисками и противодействие мошенничеству, персонализированный подход и автоматизация функций – причем не только бэк-, но и фронт-офиса. В качестве же наиболее перспективных сфер применения искусственного интеллекта с точки зрения коммерческой выгоды представительница ABBYY назвала:
Ощутимую выгоду приносит внедрение современных ИТ благодаря автоматическому получению и классификации необходимых документов, а также возможности в этом случае работать с документами, в которых содержится неструктурированная информация (например – с уставами АО, и т.п.). В подтверждении данных выкладок был приведен пример открытия расчетного счета, который наглядно показывает, как внедрение современных ИТ может существенно сократить время, затрачиваемое как на данную процедуру в целом, так и на отдельные ее этапы. По статистике, накопленной в ABBYY, дистанционная подача документов в банк сокращает примерно 16% времени, проверка юридического досье и заведение карточки клиента в АБС – до 32%, проверка службами безопасности и финансового мониторинга – до 52%. В целом же оптимизация процесса за счет использования искусственного интеллекта дает до 70% сокращения временных издержек, и позволяет нарастить клиентскую массу примерно на 25%.
Павел Ходалев
Старший управляющий директор блока «Технологии» ПАО Сбербанк Павел Ходалёв в своем докладе также затронул тему применения передовых информационных технологий в финансовой сфере. Одной из основных целей, которые преследуются в Сбербанке при внедрении передовых ИТ и связанных с ними подходов, является высвобождение сотрудников от выполнения нецелевых операций. Павел Ходалёв рассказал, как и почему в его организации развиваются такие перспективные направления, как искусственный интеллект, роботизация, Agile, и т.д., каковы итоги их внедрения на сегодняшний момент, и что планируется сделать в будущем.
Директор по ИТ Touch Bank Михаил Алексин рассказал о том, как его организация, являющаяся цифровым проектом венгерской группы OTP, добилась успеха за рекордно короткое время. Он отметил, что от старта проекта до выхода первого продукта прошло менее года, и сейчас банк имеет более 200 тыс. клиентов в 300 городах России. За прошедший год количество клиентов, как и точек доставки, выросло практически в 2 раза. И решающее значение здесь имело грамотное и всеобъемлющее использование аутсорсинга.
Михаил Алексин
Банк изначально был рассчитан на широкое использование всего спектра аутсорсинговых услуг – экспертизы, разработки, цифровых платформ, и т.д. Для «цифрового» банка требования по производительности могут в отдельные периоды увеличиваться на порядки. И поэтому Touch Bank разместил свою ИТ-инфраструктуру в облаке, получая услуги по форматам PaaS и IaaS. Банк активно использует сервисы аутсорсинга и аутстаффинга.
Более того, банк не стал ограничиваться просто потреблением аутсорсинговых услуг. За непродолжительное время своего существования он стал также и их провайдером. В частности, он выступает таковым в рамках совместного проекта с компанией Теле2 - по модели Bank as a Service. Клиенты данной компании могут заказать банковскую карту, она брендирована и имеет для них специальные условия. В 2018 г. подобное развитие и клиентской базы, и продукта будет одним из стратегических направлений роста банка. И расти планируется именно как Bank as a Service, развиваясь за счет грамотного партнерства.
В ходе мероприятия были также заслушаны доклады заместителя председателя правительства Московской области – министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максута Шадаева, директора по ИТ «Черкизово» Владислава Беляева, директора департамента ИТ ГК «Мегаполис» Петра Воронина, и других представителей государственных и коммерческих структур.