Новый закон позволит самозанятым получать разрешения на работу в такси и брать автомобили в аренду. Закон вводит понятия "легковое такси", "служба заказа легкового такси", "заявитель", "заказ легкового такси", "региональный реестр перевозчиков легковых такси", "региональный реестр легковых такси", "региональный реестр служб заказа легкового такси" и др. Согласно документу, водителям с непогашенной судимостью и большим количеством штрафов запретят работу в такси. Для работы водитель должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком, ИП или зарегистрироваться как самозанятый.
Документ регламентирует разметку такси. Автомобили будут отмечены контрастной цветографической схемой с элементами, расположенными в шахматном порядке. На крыше такси предлагается установить фонарь оранжевого цвета. В салоне должна быть размещена карточка с информацией о перевозчике и водителе.
Документ также регулирует деятельность служб заказа. Например, они должны будут открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе заказы выполняют свыше 4000 машин. Компании обязаны хранить все данные только на российских серверах. Появятся реестры легкового такси. Агрегаторы станут делить ответственность с самозанятыми водителями: в случае ДТП с самозанятым агрегатор возьмет на себя компенсацию пострадавшему пассажиру. А если сервис будет массово отдавать заказы водителям-нелегалам, его могут лишить разрешения на работу в регионе.
PR-директор People & People ("Ситимобил", "Грузовичкоф", "Таксовичкоф") Екатерина Зубенина отметила, что компании предстоит значительное увеличение расходов таксопарков из-за принятия этой инициативы. "Предполагается, что служба заказа при передаче заказа легкового такси будет нести субсидиарную ответственность с перевозчиком, являющимся физическим лицом, перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в части возмещения реального ущерба, не покрытого суммой страхового возмещения, а ранее предусматривалась солидарная ответственность, - поясняет она. - Новые требования к водителям - отсутствие судимости, запрет деятельности при трех и более неоплаченных штрафах ПДД, прохождение аттестации на знание территории, - на наш взгляд, делают перевозки более комфортными и безопасными, но механизм проверки пока не кажется понятным и простым и может требовать технической доработки. Мы солидарны с Федеральной антимонопольной службой, которая системно выступает против государственного регулирования тарифов такси еще с 2016 г. Мы выступаем за честный бизнес и здоровую конкуренцию между всеми игроками рынка. Регулирование тарифов такси пагубно отразится на водителях, клиентах и ценообразовании отрасли. Фактически это является нарушением свободной конкуренции, что может привести к значительному росту цен. Считаем, что не должно быть обязанности открывать филиалы по всей стране. Наш сервис является службой заказа такси, и по нашей бизнес-модели мы не открываем филиалы в других городах".
Екатерина Зубенина считает, что регулирование в сфере таксомоторных перевозок проработано не до конца, поэтому действующее законодательство требует изменений и новых юридических актов, но это должно идти не только "сверху", власть должна быть готова к диалогу с бизнесом для эффективности изменений. "Мы направляли коллективное письмо от игроков отрасли с комментариями на тему законопроекта, обозначая "спорные нормы", которые могли бы ухудшить положение отрасли, но мы не можем сказать, что при разработке этого законопроекта сильно прислушивались к мнению игроков рынка. Требования к легковому такси, которые предполагает новый законопроект, повлекут за собой новые расходы сервиса. Но наш сервис не собирается повышать цены только из-за возникновения дополнительных затрат на соблюдение правил агрегаторами такси или увеличения стоимости обслуживания автомобилей", - заверила Екатерина Зубенина.
Представитель пресс-службы сервиса "Максим" сообщил ComNews, что принятие нового закона негативно повлияет на рынок такси и агрегаторов. "Он отстает от уровня цифровизации отрасли такси, не соответствует принципу обоснованности и исполнимости вводимых требований, ставит под угрозу существование технологической инфраструктуры рынка. Главная проблема законопроекта в том, что к самозанятым перевозчикам предъявляются те же обязательные требования, что и к таксопаркам. Объективно самозанятые не смогут выполнять все требования: ежедневные медосмотры, страхование автогражданской ответственности по тарифу для такси, соблюдение установленной в субъекте РФ цветовой гаммы автомобилей такси, оформление путевого листа. Экономика самозанятых такая, что расходы на это сравнятся или превысят потенциальный доход. А значит, они останутся вне закона. Масштаб проблемы в том, что рынок таксомоторных перевозок на 90% держится на самозанятых водителях с личным авто, - рассказывает он. - При этом законом установлены правовые основания, позволяющие блокировать сайты и приложения агрегаторов за передачу заказов лицам без разрешения на деятельность такси. Таким образом, самозанятые перевозчики или останутся без работы, или вернутся к практике поиска пассажиров на улице, через соцсети, мессенджеры. Естественно, уход с контролируемого агрегаторами рынка такого количества перевозчиков приведет к резкому увеличению стоимости поездок. Вместе с тем государство получит кратное увеличение нелегального сектора, а с ним - рисков для жизни и имущества водителей и пассажиров, отсутствие какого-либо внешнего контроля, материальных гарантий агрегаторов, у которых сегодня действуют страховые и внестраховые механизмы возмещения вреда. Еще мало кто задумывается, что вернется уличная преступность, почву под которой много лет выбивало доступное такси. И это все под разговоры о безопасности".
"Важно понимать, что в соответствии с гражданским законодательством объекты интеллектуальных прав - интеллектуальные права на программно-аппаратные комплексы, товарные знаки, программы для ЭВМ и т.д. - могут быть зарегистрированы исключительно на одно лицо. Дробление службы заказа такси на множество юридических лиц в регионах присутствия сделает необходимым передачу прав на использование этих объектов по мнимым сделкам - не имеющим реальной экономической целесообразности, - с несением дополнительных расходов на финансовое администрирование этих сделок. Таким образом, требование о создании и регистрации филиалов в регионах не только затратно, но и противозаконно, избыточно и невыполнимо. Требование законопроекта противоречит принципам функционирования цифровой экономики, не имеющей привязки к географической точке осуществления деятельности или оказания услуги. Законодательные изменения определенно приведут к существенному росту цен на легальном рынке и кратно увеличат теневой рынок такси. Потребность одних людей ездить и желание других людей их возить никуда не исчезнут. Но проблем будет больше и тяжких последствий", - подводит итог представитель пресс-службы сервиса "Максим".
Представитель "Яндекс.Такси" рассказал ComNews: "Мы еще изучаем документ. Однако можем сказать, что считаем правильным предложенную Минтрансом и Госдумой норму о возможности работы в такси самозанятых граждан без необходимости регистрации ИП. Уже сейчас самозанятых водителей несколько сотен тысяч, такой режим востребован и должен быть учтен в регулировании отрасли. Норма об открытии представительств кажется избыточной и потребует расходов, которые еще предстоит оценить. Мы в целом поддерживаем предложенный подход к регулированию ответственности служб заказа такси. При этом важно, чтобы были созданы все необходимые для проверки водителей и автомобилей государственные реестры и базы данных".
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева говорит, что часть законопроекта, согласно изначальной пояснительной записке, была направлена на обеспечение интересов водителей такси. "Думаю, ни для кого не секрет, что условия работы таких водителей суровые и не соответствуют требованиям трудового законодательства. В пояснительной записке указано, что средняя продолжительность рабочего дня водителя такси составляет 11-12 часов, что существенно, особенно для человека, который должен сохранять концентрацию на дороге. В пояснительной записке обращалось внимание и на высокий размер комиссий и прочих сборов со стороны агрегаторов, в результате которых водители получают незначительную сумму с одной поездки. Все это проблемы, заслуживающие внимания, однако, как видно из дальнейших стадий рассмотрения законопроекта, работающих предложений относительно улучшения условий труда водителей такси внесено не было. Из законопроекта видится два основных плюса - выведение из серой зоны регулирования самозанятых водителей и перемещение части ответственности за причинение вреда пассажиру на агрегатора. Сами агрегаторы от нововведений не особенно пострадают, учитывая, что некоторые из них в ряде регионов РФ являются фактически монополистами (и их монополия - тот вопрос, над которым надо работать). Дополнительная отчетность сама по себе к усложнению работы агрегаторов не приведет", - комментирует партнер коллегии адвокатов Pen & Paper.
Пресс-служба Национального совета такси сообщила, что закон - ожидаем и долгожданен. "Много лет такси работало без отраслевого закона, несмотря на то что сфера очень многочисленная. Также огромная армия самозанятых ждала, когда устранят недоработку законодательства, по которому они имели право оказывать услуги такси, но не имели права получить разрешение на эту деятельность. Существенно документ не меняет правила игры, скорее он адаптирован под существующую реальность, лишь некоторые положения могут быть стопором в развитии этой сферы: к примеру, аттестация водителей будет, несмотря на благой предлог, большим барьером для легализации рынка. Во время цифровых технологий подобные барьеры замедлят вхождение новых водителей в легальный извоз несовременными требованиями. Ограничение максимального количества автомобилей такси - нерыночная мера, которая приведет к дефициту авто и повышению тарифов в периоды дефицита. Требование по цвету кузова легкового такси - устанавливается регионами, в разных регионах разные требования, нарушение единства экономического пространства России как Федерации. Аттестация водителей - барьер вхождения в отрасль, препятствие легализации. Недопуск водителя при наличии трех штрафов - нет рабочего механизма контроля этого параметра и нет защиты тех лиц, кто не получил, к примеру, информацию об этих штрафах, непонятно, как этот недопуск будут реализовывать на местах. Право для городов федерального значения устанавливать минимальный порог цены на такси. Это ударит по кошелькам пассажиров и противоречит правилу, что тарифы устанавливает перевозчик. Региональные реестры существуют, федеральный появится, возможно, к концу следующего года. Открытие представительства агрегатора при достижении количества заказов - это лишние расходы, которые лягут на плечи конечного потребителя - пассажира. Что дадут представительства - непонятно: решения все принимаются централизовано, будет лишь создан бюрократический аппарат без функционала, но с затратной частью. Не соответствует идеям инноваций и цифровизации экономики в целях оптимизации затрат за счет современных технологий", - сообщила пресс-служба Национального совета такси.
Юлия Мельникова