Вчера на выставке "Интерстройэкспо" представители комитета по строительству озвучили планы по созданию образовательного центра на базе строительного технопарка, который будет строиться на улице Трефолева. Пока концепция технопарка еще только разрабатывается. Однако, скорее всего, по формату он будет близок к бизнес-инкубаторам. Пока в городе действуют всего два бизнес-инкубатора, которые финансируются из бюджета города.
Идея создания технопарка появилась в городе в январе. Уже в марте генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Броверман встречался с губернатором Петербурга, и в ходе этой встречи был обсужден и вопрос о выделении участка, находящегося в федеральной собственности, под эти цели. "Мы выбрали земельный участок площадью 0,77 га в Кировском районе, на улице Трефолева, 45, — сказал начальник методического отдела комитета по строительству Санкт-Петербурга Игорь Шикалов. — В июле этого года земля будет переведена из федеральной в городскую собственность". На территории участка находится недострой, площадью 2,5 тыс. кв. м. О том, как будет финансироваться строительство технопарка, в комитете по строительству не уточняют, ссылаясь на то, что пока разрабатывается его концепция. Хотя средства из бюджета на создание технопарка выделяться будут. Также, как говорят в комитете по строительству, в проект предполагается привлекать и строительные фирмы. Кроме того, на данный момент участвовать в проекте уже согласились несколько петербургских и финских учебных заведений. По предварительным данным, в технопарке будут готовить профессиональных инженеров и прочих специалистов в сфере строительства и производства современных строительных материалов. Как говорят представители строительных фирм, новые технологии, материалы, появляющиеся на рынке, требуют специальных знаний и подготовки. Новый технопарк сможет совместить в себе и инновационные разработки, и обучение.
Вероятнее всего, по формату технопарк будет приближен к бизнес-инкубаторам. В Петербурге сегодня действует два городских бизнес-инкубатора, которые финансируются за счет бюджета — "Кристалл" и "Ингрия" (структурное подразделение ОАО "Технопарк Санкт-Петербурга" — проект технопарка "Ингрия"). Кроме того, развиваются частные инкубаторы при различных вузах и промышленных площадках.
Каждый из инкубаторов определяет для себя собственную модель поведения на рынке и выращивания инновационных проектов. В "Ингрии" инкубация развивается в двух направлениях — предоставление определенных бизнес-сервисов, "заточенных" под те стадии проекта, на которых он находится, и помощь в формировании модели бизнеса (консалтинг и координация). В межвузовском бизнес-инкубаторе QD (Quattuor Dimensionis — "четвертое измерение") своей целевой аудиторией определили проекты, находящиеся на предпосевной стадии. Здесь ключевая цель — вхождение инвестора в проект резидентов. "Основные направления деятельности нашего инкубатора — это помощь в формировании команды проекта, его бизнес-модели, предоставление образовательных программ и содействие в поиске инвестора", — говорит Кирилл Болгаров, директор по исследованиям QD. В бизнес-инкубаторе "Кристалл" (36 резидентов) сроком на три года предоставляют офисные помещения в аренду с набором сопутствующих услуг по льготной арендной ставке, тем самым избавляя резидентов от одной из ключевых проблем на ранней стадии развития бизнеса. Здесь управляющая компания может выступать в роли консультанта для резидентов, но не с правом "решающего голоса". "Мы не имеем права "давить", — говорит Юлия Асейкина, PR-менеджер "Кристалла". — Прислушиваться или нет к нашим советам, они решают сами. Так же, как и вправе выбирать, какими услугами пользоваться, а какими — нет".
Системно к вопросу передачи знаний своим резидентам подходит бизнес-инкубатор "Ингрия" (58 резидентов на начало 2011 года). Здесь выделяются две основные программы — предынкубации и инкубации. Во время предынкубации "Ингрия" предоставляет проекту набор инструментов для прохождения четырех основных этапов — создание бизнес-плана, маркетинг, определение прав интеллектуальной собственности и создание прототипа. В ОАО "Технопарк Санкт-Петербурга" (развивает "Ингрию") отмечают, что проекту предоставляется коворкинг-центр (открытое рабочее пространство с наличием средств коммуникации в инкубаторе, куда авторы проекта могут прийти в любой момент), определенный набор часов работы с консультантом, а также возможность привлечения дополнительных интеллектуальных ресурсов — опытных людей, знающих особенности прохождения каждого из этапов (в основном это венчурные финансисты либо представители индустрии). В планах "Ингрии" в этом году создание так называемого Boot Camp (дословный перевод — "учебный лагерь для новобранцев") — некий вариант начальной школы для предпринимателей, где они будут получать теоретические и практические знания о ведении бизнеса. Срок "лагерного режима" — шесть месяцев. Именно столько сейчас длится программа предынкубации.
Программа инкубации в "Ингрии" начинается с создания плана действий по дальнейшему развитию проекта. Конкретная временная планка для выхода бизнеса из инкубатора управляющей компанией не установлена, но, исходя из опыта, она составляет 33 месяца. Задача консультантов инкубатора на этой стадии — координировать действия начинающих предпринимателей, проводить оценку правильности поставленных целей. Второй аспект в инкубации — это сторонняя менторская оценка проекта. Для этого вокруг инкубатора уже образована партнерская сеть в виде специалистов из совершенно различных областей. Физически проект может и не находиться в инкубаторе. Но "Ингрия" предлагает своим резидентам набор необходимых бизнес-сервисов — от аренды офисов до участия в мероприятиях, организуемых инкубатором. "Мероприятия — это доступ к той партнерской сети, которая у нас существует, попадание в бизнес-среду, возможность первоначально понять, что мы тут делаем. Фактически это и есть обучение в формате открытых лекций практической направленности или тренингов", — говорит Илья Толстов. Мероприятия могут проводиться как для всех желающих, так и исключительно для резидентов. Участие в них входит в общий пакет оплачиваемых услуг за инкубацию. Так же, как и другие обучающие и консалтинговые услуги, мероприятия входят в общую стоимость бизнес-инкубирования, которое в зависимости от стадии и набора услуг обходится резидентам от 2200 до 7800 рублей в месяц.
Денис Гаврилов, Олег Привалов