Всего в 2013 году в Северной столице было продано 1-1,2 млн смартфонов, 520 тысяч планшетных компьютеров и более 2 млн обычных мобильных телефонов. Чаще всего петербуржцы предпочитали покупать аппараты известных производителей (так называемых «А-брендов»), но их активно вытесняют конкуренты с дешевыми и многофункциональными моделями.
Золотые «яблочки»
По данным компании «Евросеть», на долю, наверное, самых известных и одновременно дорогостоящих смартфонов – фирмы Apple – в денежном выражении пришлось более 20 процентов петербургского рынка. Еще 10 процентов занимают не менее дорогие модели от HTC . «Рост доли Apple и повышенный спрос на модельный ряд HTC связан с увеличением покупательной способности, – убежден Денис Голещихин, управляющий Северо-Западным филиалом компании «Евросеть». – По-прежнему наблюдается приверженность петербуржцев к смартфонам от Nokia». «После кризиса 2008 года продажи дорогих моделей поставили своеобразный рекорд», – говорит директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Однако статистика свидетельствует, что покупатели все реже обращают внимание на бренд. По оценкам Дениса Кускова, средняя стоимость смартфона в минувшем году снизилась примерно на 10 процентов – до 9500-9700 рублей. Наибольший спрос наблюдается в дешевом (3-5 тысяч рублей) и среднеценовом (10-13 тысяч) сегментах. «В целом, рынок смартфонов расширяется: многие игроки, доля которых была незначительна, усиливают свое присутствие за счет увеличения модельного ряда, функциональности и снижения средней цены за устройство», – полагает Денис Голещихин.
По данным другого крупного ретейлера, сети «Связной», на долю смартфонов стоимостью до 5 тысяч рублей в 2013 году пришлась треть всех продаж, тогда как годом ранее – только 20 процентов. «Именно в этот сегмент переходят клиенты, которые раньше покупали «кнопочные» телефоны, – теперь им проще сделать выбор в пользу смартфона за 1,5-3 тысячи рублей. У ряда «А-брендов» есть модели и в низком ценовом сегменте, однако для них главным приоритетом будет развиваться в категории свыше 10-15 тысяч рублей, где они предлагают свои флагманские устройства и новые технологии», – убежден Денис Шейбаль, директор по региональному развитию группы «Связной».
По мнению экспертов, потребители, в том числе петербуржцы, все чаще будут покупать «умные телефоны»: на долю смартфонов уже приходится половина рынка, а в наступившем году объем продаж может достигнуть 90 процентов. Еще одним драйвером роста Денис Шейбаль считает развитие сетей 4G (стандарта LTE). В 2013 году средняя стоимость смартфона с поддержкой «четвертого поколения» снизилась на 12 процентов.
Рублевые переживания
Существенно повлияет на рынок гаджетов и нестабильность валютного курса – по оценкам Дениса Кускова, цена на мобильные телефоны может подняться не меньше, чем на 5-10 процентов. «Сейчас ретейлеры не могут предсказать дальнейшее изменение курса рубля, а потому, скорее всего, постараются перестраховаться. Ведь большинство импортеров приобретают технику в кредит».
Сами торговые сети высказывают сдержанно-пессимистические прогнозы. «При росте курса валюты цена на товары будет возрастать, подорожает, в том числе, модельный ряд Apple и HTC. Устройства стоимостью выше 30 тысяч станут менее конкурентоспособными, покупательский спрос на них снизится, а позиции «B-брендов» при этом значительно усилятся», – полагает Денис Голещихин.
При этом он убежден, что изменение курса доллара скажется на стоимости техники только с определенной задержкой. «При изменении курса, например, на 10 процентов, цена будет планомерно меняться: сначала на 3 процента, потом на 5», – говорит Денис Голещихин.
В «Связном» не исключают повышения цен в ближайшей перспективе, но убеждены, что влияние курса валют «не будет драматическим». «Есть и еще один момент – постепенное удешевление существующих технологий: технология, которая полгода назад условно стоила 10 рублей, сейчас может стоить 6-7. Таким образом, колебания кросс-курсов отчасти нивелируются и за счет этого», – отмечает Денис Шейбаль.
Павел Нетупский