О том, что банки тормозят расчеты платежных агентов с системами денежных переводов, "Ъ" рассказали источники, знакомые с ситуацией. Платежные агенты специализируются на приеме наличных платежей в пользу поставщиков услуг (ЖКХ, сотовая связь, денежные переводы и т. д.) от населения в торговых точках и через терминалы. В основном это небольшие компании (ООО или ИП), которые заключают договоры с платежными системами, например Qiwi, и принимают платежи от населения, в том числе через свои терминалы. По закону они обязаны зачислять все полученные наличные средства на спецсчета в банках и с них же рассчитываться с поставщиками. "Многие платежные агенты столкнулись с тем, что банки всячески тормозят проведение платежей с их спецсчетов в пользу систем переводов",— отмечает один из источников "Ъ". Мотивировки у банков разные, например отсутствие необходимого программного обеспечения или изменение правил внутреннего контроля, которое не позволяет проводить подобные операции, добавляет другой собеседник "Ъ" на платежном рынке. По его словам, некоторые платежные агенты не могут рассчитаться с системами уже в течение недели. Еще один собеседник "Ъ" отмечает, что нежелание банков обслуживать платежных агентов проявляется не только в уклонении от проведения их операций, но и в закрытии спецсчетов, установке заградительных тарифов.
Официально участники рынка проблему не комментируют. В "Золотой короне" и "Юнистриме" "Ъ" заявили, что вовсе не работают с платежными агентами, а только с банковскими. В "Лидере" и Contact от комментариев отказались. В ВТБ 24 "Ъ" сообщили, что обслуживают платежных агентов согласно требованиям закона. В Альфа-банке заявили, что работают строго в рамках 115-фз (закон о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем) и в последнее время в отношениях с контрагентами ничего не меняли. В Сбербанке сообщили, что практически не работают с платежными агентами: есть крайне небольшое взаимодействие локально по территориальным банкам, и режим работы здесь не менялся. Впрочем, по словам участников рынка, такие решения зачастую принимаются в банке на уровне региональных отделений, где сотрудники просто не хотят брать на себя ответственность.
Борьбу с платежными агентами, вовлеченными в бизнес по торговле неучтенной наличностью, ЦБ начал весной. Тогда регулятор четко описал схему обналичивания: платежные агенты вместо зачисления наличных на спецсчета продают их за комиссию, а взамен получают на свои расчетные счета безнал, которым платят поставщикам услуг. ЦБ рекомендовал банкам тщательно контролировать использование специальных и расчетных счетов и при нарушении режима отказывать в проведении расчетов, а при нарушении дважды в течение года — закрывать счета. Такое право у банков есть по закону "О противодействии отмыванию...". В начале июня ЦБ провел неформальную разъяснительную встречу с участниками платежного рынка. От них тогда потребовали усиления надзора за своими платежными агентами.
В условиях ограничения расчетов платежных агентов со стороны банков терминальный бизнес становится все менее привлекательным. "Об утрате интереса к обслуживанию терминалов свидетельствует резкое снижение их стоимости на рынке,— рассказывает один из банкиров.— При себестоимости терминала более 100 тыс. руб. их начали распродавать за 15-20 тыс. руб.". По сути, терминальщики, не занимавшиеся торговлей наличностью, зарабатывали на комиссиях за платежи, рассказывает другой собеседник "Ъ": "Увеличить рентабельность бизнеса они могли лишь снижением своих расходов на инкассацию наличных на спецсчета, однако когда банки не хотят закрывать на это глаза, работать на этом рынке стало просто невыгодно".
Ужесточение невольно затронуло и банковских платежных агентов (они не взаимодействуют с поставщиками услуг напрямую, а только через кредитные организации и часто проводят платежи населения через безналичные каналы — пластиковые карты, сайты и др.). "Нам пришлось приостановить работу сайта, через который мы принимали переводы от населения в пользу поставщиков услуг, так как сейчас платежные системы принимают от нас оплату только со спецсчетов,— рассказывает руководитель платежного проекта Paycon Александр Уватенко.— При этом зачислить на спецсчет можно только наличные, но проблема в том, что мы принимаем исключительно безналичные платежи населения". Мы можем обналичивать какую-то часть средств через банкомат и затем зачислять их на спецсчет, но обналичивать всю сумму невозможно и нецелесообразно, заключает господин Уватенко.
В сложившейся ситуации участники рынка пытаются найти схемы работы, которые устроили бы ЦБ. "Сейчас необходимо детально проработать вопрос, какие схемы работы юридически чисты и безопасны,— говорит исполнительный директор "Национального платежного совета" Мария Михайлова.— Мы соберем спорные случаи, проанализируем их, и после этого станет понятно, нужно ли представлять предложения регулятору или достаточно существующего регулирования".
Ольга Шестопал