Тинькофф Банк предложил рынку создать Систему учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) для выявления недобросовестных операторов связи, которые проводят звонки злоумышленников с подменных номеров в адрес банковских клиентов. Инициатива направлена на обсуждение в Ассоциацию банков России, рассказал РБК представитель кредитной организации. По словам вице-президента ассоциации Алексея Войлукова, предложения Тинькофф Банка находятся в работе: «Пока идет процесс формирования рабочей группы, так как состав ее достаточно широкий».
«Роскомнадзор заинтересован в выработке наиболее эффективного решения для борьбы с мошенническими звонками с подменных номеров и готов принять участие в обсуждении инициативы Ассоциации банков России, в случае поступления соответствующего обращения», — сообщил РБК представитель РКН. РБК направил запрос в ЦБ.
«Наша инициатива, в отличие от других, направлена не на ужесточение наказания [операторов] или блокировку входящих звонков, а на проведение расследований для выявления операторов, которые позволяют совершать мошенникам звонки с подменными номерами», — говорит представитель Тинькофф Банка. Предложение, по его словам, должно помочь отрегулировать ситуацию, накладывая санкции на операторов связи, пропускающих вызовы своих абонентов с подстановкой номера из чужой нумерации, и сформировать реальную статистику по мошенническим звонкам.
Сейчас подобный механизм анализа входящих звонков с подмененных номеров отсутствует, а мошеннические звонки обычно позволяют совершать мелкие игроки, которых на рынке связи насчитывается более сотни. У системы обмена информации «ФинЦерта» Банка России нет полномочий для запроса информации у операторов связи, сказал собеседник РБК. Поэтому СУАТМ должна работать под руководством Роскомнадзора или МВД, так как операторы связи уже по закону обязаны отвечать на их запросы, добавил он.
Сейчас системы по анализу телефонного мошенничества в России не существует: все компании самостоятельно пытаются отслеживать мошеннические звонки, говорят РБК участники рынка. По словам директора по предотвращению мошенничества и потерь доходов «МегаФона» Сергея Хренова, оператор в апреле этого года уже обращался в Минцифры и АНО «Цифровая экономика» с предложением создать аналогичную систему. Она бы «позволила контролирующим органам выявлять и наказывать недобросовестных операторов».
«ВТБ Мобайл» поддерживает идею отдать профильным ведомствам ведущую роль по централизованному надзору за мошенническими действиями, хоть она высказывается не впервые», — сказал РБК его представитель. Существенную роль здесь должны сыграть крупные операторы связи: в России более 716 млн номеров выделено в пользование 1830 операторам, но 90% сосредоточено у десяти крупнейших, добавляет он.
«Предложенная система может иметь положительный эффект, снизив количество мошеннических звонков с подставных номеров. При этом наложение штрафных санкций может существенно сократить количество операторов на рынке, оставив только самых крупных», — предупреждает директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.
Создание такой системы не позволит качественно улучшить ситуацию в части блокировки мошеннического трафика операторами связи, а лишь предоставит улучшенную статистику такого трафика, скептичен представитель Газпромбанка. Эта схема поможет определять конечного оператора, однако не решит проблемы, потому что на место одного оператора быстро придет другой, соглашается руководитель отдела информационной безопасности Райффайзенбанка Денис Камзеев. По его мнению, чтобы действительно справиться с проблемой, должен быть решен принципиальный вопрос подмены номера в трафике — для этого необходимо изменение законодательства и реальное применение мер к таким нарушителям.
Технически решения, которые позволяют отслеживать обмен трафиком, существуют, рассказывает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. По его мнению, для эффективной работы таких систем необходимо наладить постоянное взаимодействие между всеми участниками процесса. Поэтому, если договоренность между операторами и другими участниками предлагаемой инициативы будет достигнута, то система потенциально поможет сократить количество случаев, когда злоумышленники при подмене используют официальные номера организаций, считает Голованов.
Евгения Чернышова,
Владислав Скобелев