Вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин провел совещание с представителями кикшеринговых компаний, предоставляющих услуги по аренде самокатов. Темой мероприятия стало создание единой городской цифровой платформы "Я в пути". С инициативой создания и запуска проекта выступил НП "Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса" в Санкт‑Петербурге при поддержке Ассоциации операторов микромобильности.
"Петербург может стать столицей самокатов. На мой взгляд платформа "Я в пути" даст рынку возможность развиваться и находиться в постоянном открытом диалоге бизнеса с городом", – отметил директор Ассоциации операторов микромобильности Дмитрий Петрожицкий.
Платформу планируют создать в рамках экосистемы городских сервисов. Она будет объединять все виды транспорта: личный, общественный, арендный. С помощью нового сервиса можно будет проложить комбинированный маршрут, найти место для парковки и оплатить аренду, проезд или парковку.
Станислав Казарин отметил, что горожане используют множество приложений для организации поездок – аренды машины либо самоката, оплаты парковки, прокладывания маршрута. "С учетом, что персональная мобильность будет только расти, нужно уже сейчас разрабатывать методы, которые позволят поддерживать порядок и обеспечат безопасность в этой сфере. Сейчас это происходит, фактически, в ручном режиме. С помощью платформы "Я в пути" петербуржцы получат удобный и простой городской сервис, который сделает Петербург еще более комфортным и привлекательным для туризма", – прокомментировал Станислав Казарин.
Инициаторы проекта планируются завершить его в несколько этапов. Сначала к платформе будут подключены кикшеринговые компании, затем сервис дополнят парковками, после чего будут добавлены остальные виды городского транспорта. Завершить разработку первого этапа и запустить пилотную версию платформы рассчитывают в апреле 2022 г., но сроки могут быть скорректированы.
Представитель пресс-службы вице-губернатора Станислава Казарина рассказала, что финансирование предусмотрено из средств частных инвесторов, которые представляют "клуб лидеров". "Объем инвестиций пока не согласован и данные не являются публичными, - рассказал представитель пресс-службы в беседе корреспонденту ComNews. – Сейчас данные разрознены и аккумулированы у больших и малых операторов. Присоединение их к системе дает возможность городу доступа к данным, понимание общей структуры рынка, управление данными и процессами регулирования этого рынка. Персональные данные остаются у оператора. Только в случае внештатной ситуации и при наличии веского юридического обоснования данные передаются в правоохранительные органы. В штатном режиме все данные будут обезличенные".
"При разработке концепции мы учитывали интересы всех сторон – горожан, города и силовых ведомств, бизнеса, а также - проанализировали опыт других городов и стран. Мы считаем, что такой подход позволит сделать действительно удобный и полезный сервис для петербуржцев, создаст условия для развития рынка и прозрачного взаимодействия с городом. При этом платформа не заменяет собой сервисы частных операторов, а несет интеграционную функцию, давая пользователям доступ сразу ко всем системам из одного окна", – заявил региональный координатор "Клуба лидеров" в Санкт‑Петербурге и Ленинградской области Вячеслав Трактовенко.
При попытке корреспондента ComNews выяснить, планируются ли подобные платформы в Москве, ДИТ Москвы ответил: "Вы направили запрос в Департамент информационных технологий города Москвы. По вашему вопросу обратитесь, пожалуйста, в соответствующее ведомство Петербурга".
В "Яндексе" ComNews рассказали, что сервис самокатов Яндекс Go на сегодня работает только в Москве. "Здесь мы запускались при поддержке Дептранса города. Вместе мы работаем над развитием инфраструктуры для самокатов, а также над улучшением условий работы операторов в городе", - пояснила пресс-служба компании.
По мнению аналитиков компании "Фридом Финанс", самокат в динамике не несет острой значимости для граждан, более глубокую роль играет их распространение в черте города (возможно даже пригородов) и простота, и стоимость использования. "Если будет создана единая платформа на государственном уровне с привлечением инвестиционного капитала, а стоимость ее использования будет бесплатной или небольшой, то перспективы развития аналогичных сервисов у коммерческих инициатив будут затруднительными", - считают аналитики.
Представитель пресс-службы вице-губернатора Станислава Казарина не ответил про стоимость использования сервиса.
Аналитики "Фридом Финанс" уверены: создание единой платформы будет иметь важное значение. "Объединение транспорта на базе единой платформы поможет повысить удобство пользования им (от понимания где находится транспорт, завершая данными по загрузке каждой единицы). Порой мы сталкиваемся с местами в черте города, где вблизи нет ни остановок, ни станций метро, но добавив в общую платформу самокаты и велосипеды, можно облегчить доступность таких точек (к примеру, маршрут на самокате до определенного места с указанием времени в пути и удобных пунктов его парковки). Если рассматривать интерес власти, то можно акцентировать внимание на следующих выгодах: получение дополнительных источником прибыли в бюджет, возможность оперативно контролировать ситуацию не только общественного и личного транспорта, но и арендуемого. Развитие единой системы транспорта может косвенно подхлестнуть улучшение качества дорог. Город, в котором соблюдается баланс между общественным, личным и арендным транспортом, является привлекательным для развития туризма, и, как следствие, влечет выгоду от развития туристического бизнеса", - прокомментировали аналитики "Фридом Финанс".
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что власти прежде всего заботятся о проблемах, которые им принесут самокаты. "С одной стороны, они решают проблему "последней мили" и позволяют еще быстрее добраться до работы. С другой, в некоторых городах после первого опыта использования самокатов они были на какое-то время запрещены, потому что в год происходили сотни аварий с травмами. Как будет устанавливаться виновник травм пешехода, если владелец самоката сбежал с места происшествия? Не был ли этот владелец в наушниках, не слушал ли он музыку и был ли трезв? В Испании известен случай, когда пожилая женщина скончалась после того, как на нее налетел молодой человек на самокате, который ехал и при этом говорил по смартфону. Как это установить, кто должен отвечать и как? В Париже другой молодой человек, напротив, погиб при столкновении его самоката с грузовиком. Скорее всего, и операторы самокатов, и разработчики ИТ-систем тоже предпочтут, чтобы с этими вопросами разбирались госорганы. В таком случае, властям предпочтительно иметь единую систему. В противном случае, поиски того, в чью зону ответственности входит происшествие, могут тянуться бесконечно, - рассказал Леонид Делицын. - Если единая платформа обеспечит то, чего от нее ждут, и широкое распространение самокатов не приведет к стрессам и рискам для пешеходов, то движение по городу может ускориться. Все сэкономят время, а операторы самокатов заработают".
Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте "Цифровая экономика" Сергей Сошников сообщил, что около семи лет назад Европу захватила волна доступного арендного велосипедного транспорта, крупные игроки IoT рынка (рынок интернета вещей) вместе с заказчиками из телеком индустрии и финансов, наперебой предлагали платформы отслеживания единиц транспорта, проведения платежных операций, пользовательских приложений. "В кратчайшие сроки рынок пересытился настолько, что почти все эти велосипеды остались на свалках, платформенная участь же лучше. Программные продукты легко снова достать из загашника и снова выдать как нечто новое, нужное и апробированное ранее. Сейчас в России активно развивается аналогичная история, но не с велосипедами, а с электроскутерами. Но вот участь их, скорее всего, предопределена. Тут вопрос: надо ли регулировать явление, которое, скорее всего, сойдет на нет быстрее, чем обновится регуляторная база. Отсутствие единой платформы контроля транспорта - это не проблема невозможности создания подобного рода системы, это вопрос регуляций, процессов, а так же выгод для города. Содержание транспорта - это огромная статья расходов для города, и контроль популярных сервисов - попытка создать прецедент доходности. Главная проблема сезонного транспорта, как это ни очевидно, сама сезонность. Проблема транспортной единицы - аудитория. Как мне кажется, чтобы развивать подобные сервисы в масштабе, нужно продумывать как не терять аудиторию в независимости от сезона, как ее привлекать. Это куда более интересный вопрос, потому что технические вопросы были решены уже давно", - выскал мнение Сергей Сошников.
Директор факультета технологического предпринимательства университета "Синергия" Станислав Скуйбеда считает, что, если государство разработает возможность принимать от коммерческих предпринимателей данные с фактами и фиксацией нарушения скорости самокатчиками, то в ближайшие время наверняка найдутся технологические предприниматели, которые разработают мобильные приборы измерения и фиксации, чтобы передавать эти данные и получать "процент от взысканного штрафа". Для этого есть уже много важных факторов: недовольные самокатчиками жители, переполненные травмпункты и необходимые технологии, - комментирует Станислав Скуйбеда. - Полагаю, что создание такой системы для власти может быть интересно в нескольких аспектах. Во-первых, это увеличит объем поступлений в казну за счет более широкого контроля за нарушениями ПДД. Во-вторых, госструктуры получат дополнительные поступления за счет увеличения налогов, поступающих от возникновения нового рынка сделок, использующих
Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман уверен что самокаты - это такой тренд, тем более тема стала хайповой и дискуссионной из-за скорости передвижения, поэтому здесь заметно стремление упорядочить вопрос и взять его под контроль. Главное, чтобы факторы удобства и контроля совпали", - добавил он.
Основатель и генеральный директор ИТ компании Oxygen Павел Кулаков рассказал, что каждый поставщик шэринга использует системы мониторинга, но это не является публичной информацией. "В мобильные приложения выносится лишь наличие свободных транспортных средств, - пояснил он. - Сегодня крупные города так или иначе мониторят движение общественного транспорта, частично вынося в публичный доступ информацию о движении общественного транспорта. Для местных властей это дает в первую очередь оперативную информацию о дорожной обстановке, которую можно измерить в цифрах. Подобные сервисы позволяют оцифровать поток информации, выработать механизмы управления и как следствие - улучшить ситуацию с комфортным передвижением в городской среде всех видов транспорта".
Юлия Мельникова