Интеллектуальные транспортные сети (ИТС), созданные в последние годы в Москве, Петербурге и Сочи, начнут строиться и в других городах России — Минтранс решил систематизировать эти работы, чтобы системы создавались централизованно, в итоге образуя единую общефедеральную информационную систему.
Для широкого круга потребителей ИТС — это остановки общественного транспорта с электронными информационными табло, приложения в смартфонах, показывающие местоположение автобусов и троллейбусов. Для городских властей и транспортных компаний ИТС — это еще центры контроля движения, базы данных, постоянный и детальный контроль работы перевозчиков и т.д. По идее ИТС дает возможность оптимизировать транспортные потоки: менять режимы работы светофоров, организовывать реверсивное движение. Насколько ИТС улучшила ситуацию в Москве, судить сложно: проблемы движения наземного транспорта в столице обусловлены не только организацией потоков, но и многими другими причинами. Очевидно, что система пока недоделана: табло на остановках часто выводят информацию, не имеющую отношения к реальности, а приложение «Транспорт Москвы» ничего полезного не показывает (в отличие от приложения «Яндекс.Транспорт»). При этом в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Москвы на 2012–2016 годы» на ИТС было выделено 17,44 млрд рублей.
— Мы решили работы по созданию ИТС в регионах систематизировать на уровне министерства, — говорит директор департамента программ развития Минтранса РФ Алексей Семенов. — Уже создан экспертный совет по ИТС. Задача наша — обеспечить единство технологического управления и подходов при создании таких систем. Мы собираемся утвердить единые нормы и стандарты, в соответствии с которыми во всех регионах такие системы будут строиться. У ИТС планируется центральный сегмент, который будет аккумулировать информацию. Один из значимых компонентов ИТС нами уже создан — это система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.
Вопросы организации ИТС в регионах также собирается регулировать Минкомсвязи: 15 апреля замминистра связи РФ Олег Пак провел в Нижнем Новгороде заседание рабочей группы Совета по региональной информатизации. Это одна из структур Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Вопрос создания ИТС в регионах рассматривался на данном совещании в рамках подготовки городов к чемпионату мира по футболу 2018 года. По словам одного из участников совещания, решение по итогам обсуждения было принято чисто техническое: субъектам федерации рекомендовали направить в Минкомсвязи предложения к проекту единых функционально-технических требований к единой системе.
Собеседник в Минкомсвязи пояснил, что в целом ИТС будет финансироваться из региональных бюджетов, при этом отдельные программы будут финансироваться в рамках федеральных целевых программ. Постановлением правительства РФ от 21 декабря 2012 года «Об утверждении правил предоставления и распределения в 2013–2014 годах субсидий из федерального бюджета» бюджетам субъектов Российской Федерации на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «Север–Юг» и «Восток–Запад» субъектам федерации, входящим в эти транспортные коридоры, предусмотрено 3 млрд рублей из федерального бюджета, 2,475 млрд рублей из региональных бюджетов и 2,351 млрд рублей в виде частных инвестиций.
По оценкам некоммерческого партнерства «ИТС-Россия», национальный рынок ИТС по своим объемам в перспективе достигнет €500 млрд. «ИТС-Россия» считает, что внедрение подобных систем способно стимулировать рост ВВП России на 4–5%.
Иван Чеберко