Рынок смарт-часов в России за первое полугодие 2017 года вырос более чем на 40% в штуках и денежном выражении к аналогичному периоду прошлого года, следует из отчета «М.Видео», с которым ознакомился “Ъ”. Общий объем продаж в этом сегменте за шесть месяцев составил 2,1 млрд руб. По итогам 2016 года продажи смарт-часов росли в штуках на 11% и в деньгах на 44%. В «Связном» считают, что продажи смарт-часов за полугодие выросли почти в 1,5 раза в денежном и более чем в два раза в физическом выражении. По данным «М.Видео», средняя цена таких устройств осталась на уровне прошлого года — около 24 тыс. руб. Лидером рынка остается Apple с долей около 60%, вторую строчку занимает Samsung, который с выходом в конце 2016 года новинок улучшил позиции и теперь занимает около трети рынка.
Положительную динамику демонстрирует и сегмент смарт-браслетов и фитнес-трекеров: россияне купили в январе—июне в три раза больше устройств, чем годом ранее, оценивает «М.Видео». В денежном выражении продажи увеличились на 65%, до 330 млн руб. По итогам 2016 года фитнес-браслеты выросли на 35% в деньгах и в два раза в штуках. При этом кардинально изменилась расстановка сил между производителями устройств: доля бывшего лидера сегмента Jawbone сократилась в четыре раза, и теперь он занимает лишь 10–15% рынка, а новый участник рынка Xiaomi уже имеет более 60% в денежном и штучном выражении.
В «М.Видео» и «Связном» считают, что популярность трекеров обусловлена снижением их цены, а также ростом популярности спорта и здорового образа жизни. «С 2015 года, когда браслеты впервые стали востребованы, стоимость снизилась фактически вдвое, что связано с появлением новых брендов с недорогими моделями»,— отмечает директор направления M-Mobile «М.Видео» Андрей Губанов. В «Евросети» также отметили рост интереса потребителей к детской носимой электронике — браслетам, которые позволяют отслеживать местонахождение ребенка.
Как отмечается в июньском отчете аналитиков IDC, темпы роста мирового рынка замедляются: в 2017 году рост поставок носимых устройств составит 20,4%, до 125,5 млн штук, в то время как в 2016 году поставки выросли на 33,5%. На российском рынке динамика продаж смарт-гаджетов также будет падать, уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Это связано в том числе со снижением курса рубля к евро и достаточным числом уже сделанных закупок»,— считает он.
Тренд на снижение рынка смарт-часов характерен для американского или азиатского рынка, но пока не для России, возражает Андрей Губанов. «Мы еще не чувствуем насыщения в данном сегменте, поэтому прогнозируем устойчивый рост»,— говорит он. По его словам, у этой категории устройств есть лояльные пользователи, которые обновляют модельный ряд, кроме того, растет число новых покупателей. «Как правило, смарт-часы — следующий гаджет, который интересует пользователей после обновления смартфона»,— поясняет господин Губанов. На рост сегмента также положительно влияют развитие технологии NFC и увеличение количества мест, в которых доступны бесконтактные платежи, добавляет представитель «Связного» Сергей Тихонов. В ближайшее время количество брендов, предлагающих смарт-устройства, будет увеличиваться, а средняя цена устройств с развитием конкуренции будет снижаться, уверены опрошенные “Ъ” ритейлеры.
Юлия Тишина