Власть предпринимает еще один шаг по регулированию интернет-отрасли. 22 апреля Госдума приравнял блогеров к СМИ, а вчера депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой направил генпрокурору Юрию Чайке обращение с требованием проверить деятельность компании "Яндекс" на соответствие закону "О СМИ". В нем отмечается, что "на страницах "Яндекса" публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ". Распространение таких материалов, считает депутат, "также является распространением массовой информации". Следовательно, по логике депутата, компания "Яндекс", которая "является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию", должна соблюдать правила, "установленные для средств массовой информации".
Как пояснил "Ъ" господин Луговой, "отличий между новостями в топе "Яндекса" и новостями, которые распространяет, например, газета, нет". В случае если Генпрокуратура признает, что компания "Яндекс" под закон о СМИ не подпадает, депутат подготовит изменение в законодательство с тем, чтобы "деятельность ресурса находилась в правовом поле". Зампред комитета по СМИ в Госдуме Леонид Левин ("Справедливая Россия") считает, что "постановка вопроса Луговым вполне уместна". "Многие люди получают информацию из топа новостей "Яндекса", но при этом на сами ссылки они не заходят,— заявил "Ъ" господин Левин.— Почему тогда не приравнять "Яндекс.Новости" к СМИ?"
Господин Луговой недоволен и тем, что "Яндекс" зарегистрирован в Голландии. "Как граждане, права которых могут быть нарушены в одной из заметок, которые распространил "Яндекс", могут подать в суд на компанию, если она зарегистрирована не в России (иск подается по местонахождению юрлица.— "Ъ")?" — отметил депутат. Представитель компании "Яндекс" Ася Мелкумова заявила "Ъ": "Депутат Луговой к "Яндексу" не обращался, суть его претензий нам неизвестна".
На медиафоруме ОНФ 24 апреля один из блогеров задал президенту Владимиру Путину вопрос о "двойственности" "Яндекса": "С одной стороны, это поисковик, с другой — это вроде как СМИ. Топ-5 новостей "Яндекса" просматривают несколько десятков миллионов человек. "Яндекс" при этом не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет". Президент ответил, что с компанией "Яндекс" "не так все просто". "Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать",— заявил он.
"Яндекс" выпустил заявление, в котором объяснил, что "на главной странице "Яндекса" показываются заголовки только из самых авторитетных СМИ, имеющих российскую лицензию". "На наш взгляд, нет необходимости повторно лицензировать заголовки на главной странице "Яндекса", поскольку все они уже являются продуктами лицензированных СМИ",— отметили в компании.
""Яндекс" не является СМИ так же, как им не является "Почта России", потому что не все, что служит для распространения, является СМИ",— заявил "Ъ" глава фонда "Общественная экспертиза", бывший секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко.
Софья Самохина, Роман Рожков