В круглом столе «Перспективы развития Triple Play» приняли участие руководители и представители таких компаний, как «Ростелеком», «Северо-Западный Телеком», InterZet, «Билайн», «Ниеншанц-Хоум», «Росмедиа», «ВестКолл», «Сильвернет», «Цифра», «ГЛОБАЛФОН Северо-Запад», OFT Media, «Вимком», «Дженерал ДейтаКомм», «Адвайзинг компании», Netris, Home-ip.tv, «Русский Щит Северо-Запад», РАПО, D-link.
Лейтмотивом обсуждения стала услуга IPTV как одна из составляющих комплекса Triple Play, помимо широкополосного доступа в Интернет и телефонии. Рынок IPTV в Петербурге находится еще в стадии формирования, и данная услуга расценивается игроками пока в основном как имиджевая составляющая. Конечно, операторы поднимают вопрос о повышении ARPU за счет различных сервисов. Так, например, директор по развитию услуг ШПД на Северо-Западе компании «Билайн» Денис Куликов считает, что верхнюю планку ARPU по услугам Triple Play реально поднять до 1 тыс. рублей. При этом он отмечает, что в целом ARPU сейчас стабилизировался и не снижается, если только сами провайдеры не продают свои услуги за 200 рублей, хотя пользователи готовы платить больше.
Был поднят вопрос и о востребованности услуги IPTV. С одной стороны, было высказано мнение, что многим потенциальным пользователям просто некогда смотреть телевидение из-за работы, учебы и т. д. Генеральный директор компании «Нетрис» Алексей Бугай сделал акцент на том, что основными потребителями различных телекоммуникационных услуг являются продвинутые пользователи, проявляющие интерес ко всем техническим новинкам. Кроме того, они могут привлечь и других, менее подкованных абонентов. Другие участники добавили к этому, что все же стоит больше внимания уделять именно таким непродвинутым пользователям, которым «надо объяснить», что это за услуга и как ей пользоваться. Соответственно, необходим доступный и понятный интерфейс. Упор на неискушенных абонентов стоит сделать еще и потому, что более опытные пользователи часто не готовы платить за подобные услуги, предпочитая бесплатно скачивать контент из сети.
Особенно интересной операторы считают область различных интерактивных сервисов. С одной стороны, пользователю не понадобится идти в магазин и покупать фильм, так как за небольшую плату ему можно будет выбрать этот фильм из медиатеки. Кроме того, интерактивные функции позволяют просматривать интересующую передачу в удобное пользователю время. Однако было высказано и такое мнение, что о Triple Play в России заговорили слишком поздно, так как сейчас для пользователя наиболее актуальны мобильность, возможность воспользоваться услугой не только дома.
Несмотря на все это, операторы соглашаются, что сейчас провайдеру нельзя не развивать услуги Triple Play, в том числе IPTV, различные интерактивные сервисы. Алексей Бугай провел аналогию с сотовыми операторами, которые в свое время не смогли предложить абонентам различные дополнительные услуги, которые в настоящий момент прочно вошли в обиход (например, SMS), и в итоге оказались не способны составить конкуренцию на рынке.
С другой стороны, в ходе обсуждения была предложена и другая аналогия: с услугой e-mail от провайдера, которой сейчас мало кто из абонентов пользуется, предпочитая сервисы Google, «Яндекс» и др. В долгосрочной перспективе останется только Monoplay – широкий канал, через который можно будет из Интернета получить различные сервисы.
Но все же большинство участников стояло на стороне развития IPTV и, соответственно, решения проблем, которые тормозят этот рынок. Одной из таких проблем является позиция правообладателей. В частности, директор департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга СЗТ Павел Басов сообщил, что только 4-5 каналов поддерживают такую востребованную функцию, как отложенный просмотр. Кроме того, контент либо не агрегируется, либо предоставляется операторам по высоким ценам, в результате чего услугу IPTV, не имея большой абонентской базы, провайдеру практически невозможно окупить.
В целом операторы настроены достаточно оптимистично. Рынок объединяется и консолидируется, считают игроки. Успешным же будет тот, кто предложит такое решение, которое предоставит абоненту наиболее удобное пользование этими услугами. Кроме того, в числе так называемых Multiplay-услуг, которые, возможно, будут востребованы в будущем, участники круглого стола назвали видеонаблюдение, мобильные сервисы и др. В целом участники сошлись во мнении, что необходимо развивать дополнительные сервисы и IPTV стало как бы первой вехой на этом пути.