Удвоения больше не будет

В 2004 году отрасль мобильной связи достигла пика роста. Если раньше совокупная база абонентов сотовых операторов ежегодно удваивалась, то сейчас процесс замедлился. Рынок вплотную подходит к порогу насыщения, что ставит перед участниками рынка новые задачи.

Об этом на конференции "GSM Russia" заявил исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетей GSM Вячеслав Афанасьев. В 2003 г., по данным Ассоциации GSM, количество пользователей мобильной связи в стране составляло 36,6 млн человек, в 2004 г. - 72,6 млн, а на 1 мая 2005 г. - 88,06 млн. Замедлилось, соответственно, и проникновение: 23,82% в 2003 г., 50,27% в 2004 г. и 60,98% на май 2005 г. Согласно прогнозам ACM-Consulting, к концу 2005 г. можно ожидать цифры в 120 млн абонентов. В ACM-Consulting при этом подчеркивают, что примерно 20% из этого числа составляют "мертвые" абоненты. Количество же абонентов, которые пользуются одновременно двумя и более sim-картами, оценивается в 10-15%.

Только в 9 регионах РФ на сегодняшний день присутствует лишь один GSM-оператор. В 12 субъектах федерации - по 2 GSM-сети, в 31 регионе - по 3, в 22 регионах - по 4, а в 9 регионах работает по 5 операторов GSM.

"Пока рынок удваивался, операторы инвестировали каждый год в два раза больше", - отметил первый заместитель генерального директора "МегаФон" Алексей Ничипоренко. - Сейчас динамика инвестиций сохраняется - операторы работают над окончательным покрытием, улучшением качества. Но если не придет 3G, то через год инвестиции упадут на 30-40%".

Ведущий аналитик Informa Telecoms&Media Кестер Манн сообщил, что если в 2002 г. Россия занимала 14 место среди всех стран по количеству абонентов, то в 2004 г. вышла на 4-е - после Китая, США и Японии. К концу июня 2005 г. мировая совокупная база пользователей мобильной связи достигнет 2 млрд, при этом 300 млн из них сосредоточены в Китае.

Вице-президент "ВымпелКома" Николай Прянишников проконстатировал: "В больших городах мы уже выбрали бизнес-аудиторию, высокодоходную аудиторию. Теперь надо работать с массовым рынком. Это решается только наличием дешевых терминалов. Ну и ARPU таких абонентов будет очень низким". Его коллега - директор по продуктам "ВымпелКома" Виктор Маркелов - добавил, что война цен характерна для развивающегося рынка. На нынешнем же рынке, близком к насыщению, на первое место выходят программы лояльности и развитие дополнительных сервисов. Это те факторы, которые могут удержать существующих абонентов и, возможно, заставить абонента сменить оператора.

По информации Informa Telecoms&Media, особенностью российского рынка является очень высокий уровень распространения стандарта GSM - 95% по сравнению с 74,7%, которые демонстрирует в среднем мировой рынок. Исследователи отмечают также большое количество препейд-абонентов - 85-90% от общей абонентской базы.

В 2005 г. российские операторы показывают и рекордно низкие ARPU (средний уровень дохода с одного абонента за месяц), падать которым дальше уже почти некуда. По результатам I квартала, у "ВымпелКома" этот показатель равнялся $9,1, а у МТС - $7,3. "Семь долларов - это низкий показатель. На Западе он был бы критичным для работы компании на рынке, - прокомментировала аналитик ИГ "Атон" Елена Баженова. - Однако у российского рынка своя специфика, и нынешняя бизнес-модель будет работать вплоть до $5. Если же планка упадет ниже пяти долларов, операторам придется пересматривать существующие бизнес-модели".

"Еще ни разу ни у кого из операторов ARPU не росло, и нет оснований предполагать, что в этом году что-то изменится, - считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. - Количество абонентов у операторов все еще растет, а выручка уже практически нет. К концу года среднее ARPU на рынке может достигнуть $6".

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: