Пандемия дала импульс развитию и продвижению банками цифровых карт, рассказали «Известиям» в кредитных организациях из топ-50. Там отметили существенный рост их эмиссии в 2020-м и начале этого года. Так, в РСХБ доля выпущенных виртуальных карт в марте 2021-го достигла 55%. Клиенты ВТБ с декабря 2019-го по январь–март этого года оформили более полумиллиона цифровых карт, из них 350 тыс. выпущено в прошлом году, а 170 тыс. — в 2021-м. В Росбанке эмиссия виртуальных дебетовых средств платежа в прошлом году по сравнению с 2019-м выросла на 50%. А доля цифровых кредиток на апрель этого года там превысила 30%.
Рост доли цифровых инструментов наблюдают также в Газпромбанке, МКБ, МТС Банке, «Дом.рф», Райффайзенбанке, «Открытии», «Хоум Кредите» и «Санкт-Петербурге». Высокий спрос на альтернативу «пластику» фиксируют и в организациях, начавших продвигать ее только в 2021-м, — ПСБ и Абсолют Банке.
На востребованность цифровых карт частично повлияла эпидемиологическая ситуация, которая дала толчок развитию бесконтактных платежных технологий, а также удобство их дистанционного оформления, пояснил директор департамента карточных продуктов «Хоум Кредита» Юрий Коптяев.
— Пока интерес клиентов к цифровым картам в регионах присутствия банка не так велик, поскольку большинство зачастую предпочитает использовать физический носитель. На изменение парадигмы мнения клиентов потребуется достаточно длительное время, — отметили в крымском РНКБ.
В ЦБ «Известиям» заявили, что популярность такого инструмента в 2020-м скорее была обусловлена ситуацией с пандемией, когда банки выпускали клиентам карты и предоставляли возможность активировать их в мобильных и банковских приложениях без необходимости забирать пластиковую «версию» в офисе. В регуляторе добавили, что в статистике данные по цифровым платежным средствам без физического носителя не выделяются. По состоянию на январь этого года, банками эмитировано почти 306 млн расчетных и кредитных носителей.
В банках ожидают дальнейшего роста спроса на цифровые карты. Так, до конца года в «Дом.рф» планируют нарастить их долю до 30–40%, а на горизонте двух-трех лет — до 90%. В РСХБ до конца 2021-го ожидают, что более 15% эмитируемых карт будут виртуальными, а в ОТП-банке говорят об их проникновении в новые выдачи в течение двух лет в 5–10%. В ВТБ, Росбанке и ПСБ в перспективе ближайших 2–5 лет рассчитывают довести их объем в общей эмиссии до 40–50%.
Одним из главных плюсов цифровых платежных средств опрошенные аналитики и банки считают их экологичность. Для клиентов выгоды состоят в быстром оформлении новой виртуальной карты менее чем за пять минут, бесплатном обслуживании, а для их эмитентов — в существенной экономии. В частности, снижаются затраты на «пластик», где себестоимость выпуска карты из него составляет 150 рублей за единицу, а также расходы на логистику и другое, отметили в ПСБ.
По оценкам МТС Банка, выпуск цифровой карты обходится в среднем на 700 рублей дешевле традиционной. Только за 1,5 года эмиссии цифровых инструментов издержки снизились на 35 млн рублей, поделились в ВТБ. В РСХБ рассказали о сокращении объема пластика, применяемого при выпуске банковских карт, более чем на 11 кг.
По оценкам директора банковских рейтингов НРА Константина Бородулина, переход на цифровые карты сэкономит банкам более 54 млрд рублей. Однако эта сумма будет растянута во времени и накапливаться по мере выпуска новых и перевыпуска уже действующих носителей, отметил он. Эксперт пояснил: расчеты составлены на основе предположения, что к началу апреля организации могли довести объем эмиссии карт до 310 млн, а также на планах банков к концу 2021-го обеспечить выпуск таких инструментов в пределах 25% и их оценках, что «цифра» обходится дешевле на 700 рублей.
Ежегодно в среднем выпускается 12–15 млн карт, и если ставка банкиров сыграет, то в 2021-м экономия составит порядка 2 млрд рублей, считает гендиректор финтех-платформы «Фаст Ривер» Анастасия Ускова. Об отсутствии существенной экономии говорит зампредседателя правления банка «Финам» Александр Непорожний. Он отметил: если раньше средства уходили на материал, логистику и обслуживание клиентов на местах, то сейчас их направят на развитие удаленных каналов обслуживания. Также рост нагрузки на процессинговые мощности, развитие технологий Pay и другие расходы легко сведут всю экономию от эмиссии цифровых карт к нулю.
На фоне экономии банков на пластике россиянам не стоит ожидать снижения ставок по кредитам или другим продуктам и услугам, отметил руководитель инвестиционной платформы ARFI Сергей Григорян. Поскольку для участников рынка это не равноценные позиции: банковский процент — достаточно сложная производная, на нее в первую очередь влияет экономическая ситуация, а не возможность сэкономить на каком-то другом продукте.
Переход на цифровые карты не снимает с повестки вопрос о безопасности и защищенности данных. По словам главного эксперта «Лаборатории Касперского» Сергея Голованова, функционал виртуальных платежных средств идентичен бесконтактным, их удобно применять для безопасного онлайн-шопинга и они не подвержены атакам со скиммерами. Но их владельцы могут также стать жертвами социальной инженерии. Например, злоумышленники способны выманить одноразовый пароль или убедить установить на смартфон какое-либо программное обеспечение.
Роза Алмакунова